Теория государства и права ч.2 СОТ 8 Тесты с ответами
СОТ 8 МОДУЛЬ 4 Правопонимание. Сущность и принципы права. Право в системе социального регулирования
Для быстрого поиска по странице нажмите Ctrl+F и в появившемся окошке напечатайте слово запроса (или первые буквы)
Нормативистская доктрина Ганса Кельзена (1881-1973) определяет, что:
право – это то, что справедливо
право — это то, что несправедливо
+юрист интересуется только содержанием норм, описывающих должное (то, что должно быть, то, что предписано законодателем)
+право — это то, что существует и действует
+норма — это предписание об обязательном поведении, это заявление о должном, это команда
юрист интересуется только тем, что существует в реальных общественных отношениях
Нормативистская доктрина Ганса Кельзена (1881-1973) исходит из того, что:
главное в норме — это субъективное право
каждая норма должна сообразовываться с другой нормой
основная норма должна соответствовать реальной жизни
+правовым будет любое предписание, независимо от его содержания
+нет препятствий для закрепления в норме любого желательного поведения как обязательного
+содержание нормы определяется произвольно
Учение о праве B.C. Соловьева (1853—1900) исходит из того, что:
для права не важен поступок и его результат
сопоставляется природа права и общественного сознания
+сопоставляется природа права и морали
+нравственное требование по содержанию неограниченно и всегда стремится к построению идеала
+право носит условный характер и предполагает ограничение, ибо для него важен поступок и его результат
для нравственности важен поступок и его результат
Право для B.C. Соловьева (1853-1900) — это:
+равновесие между формально-нравственным интересом личной свободы и материально-нравственным интересом общего блага
+конкретно-историческое определение необходимого принудительного равновесия двух нравственных интересов– личной свободы и общего блага
необходимое и достаточное условие человеческой свободы
необходимое и достаточное условие любви к Богу
необходимое и достаточное условие человеческого счастья
необходимое и достаточное условие, чтобы лежащий во зле мир превратился в Царствие Божие
B.C. Соловьев (1853-1900) полагал, что:
+нравственный закон, предписывая должное поведение, обращен только к внутренней стороне воли индивида
+право требует низшей, минимальной степени нравственного сознания
+юридический закон рассматривает внешнее проявление воли — действие, его результат и т.д.
нравственный закон, предписывая должное поведение, обращен только к внешней стороне воли индивида
религия требует высшей, максимальной степени юридического сознания и поведения
нравственность требует максимальной степени юридического сознания и понимания права
B.C. Соловьев (1853-1900) полагал, что:
нравственность всегда должна иметь силу осуществиться
этика в отличие от норм любви и религии предполагает принудительное требование реализации минимального добра понятие нравственности по самой своей природе заключает в себе элемент объективный или требование реализации
+право всегда должно иметь силу осуществиться
+понятие права по самой своей природе заключает в себе элемент объективный или требование реализации
+право в отличие от норм «любви и религии» предполагает принудительное требование реализации минимального добра
B.C. Соловьев (1S53-1900) обосновал:
+требование о праве каждого человека на достойное существование
что человек может быть средством только для Царства Божьего на земле
+основы концепции социального государства
+что государство должно взять на себя заботу об обеспечении экономически слабых лиц
что человек может быть средством только для блага другого лица
что человек может быть средством только для общего блага, т.е. общности большинства других людей
«Широким» подходом называют правопонимание, которое:
+относит к праву не только нормы, но и их реальное воплощение в жизни
+учитывает широкий круг социальных факторов при определении права
на первое место ставит широкую методологию
+иначе называют «социологическим»
дает «широкое» определение права
охватывает все отрасли позитивного права
Историческая школа права считает, что:
+право является выражением народного сознания
право формируется в процессе стихийного государственного правотворчества
право является выражением элитарного сознания—
+обычное право обладает верховенством по отношению к праву позитивному
право возникает и развивается так же, как и любые искусственные системы в обществе—
+право формируется в процессе стихийного процесса развития народного духа во времени и в пространстве
Историческая школа права полагает, что:
право не имеет собственной истории—
+критерием подлинности права является его историческая обусловленность
в основе любой правовой системы лежит позитивное право
+право определяется нравами каждого конкретного народа
+право есть часть культуры народа
в основе любой культуры лежит обычное право
Ленинский подход к пониманию государства и права исходит из того, что при социализме должны быть уничтожены:
советы народных депутатов
+разделение властей
+парламентаризм
+демократия и свобода
культ личности
монополия правящей коммунистической партии
Принадлежащая лицу юридически гарантированная мера его возможного поведения по своему усмотрению, имеющийся у него конкретный объем свободы, которые необходимы ему для удовлетворения его потребностей и которые могут быть обеспечены за счет поведения обязанных лиц, — это право субъективное.
«Судебные» процессы 30-х и последующих годов над «врагами народа», то есть над политическими противниками большевиков и коммунистов, называют иногда театрализованными судебными представлениями потому, что …
на этих процессах выступали выдающиеся советские юристы
+осужденные не совершали никаких преступлений, которые власти вменяли им в вину
их показывали по телевидению
в то время в мире были напряженные международные отношения
к процессам привлекали артистов театра и кино для создания видимости правдоподобия
«Что касается права, то мы, наряду со многими другими, подчеркнули оппозицию коммунизма против права как политического и частного, так и в его наиболее общей форме — в смысле права человека». Это провозгласили …
И.В. Сталин и В.И. Ленин
В.В. Путин и Д.А. Медведев
Б.Е. Немцов и B.C. Милов
Г.А. Зюганов и Е.И. Копышев
+К. Маркс и Ф. Энгельс
Формы (виды) правового нигилизма:
коммунистический и буржуазный
+теоретический и практический
рабовладельческий и феодальный
судебный и правотворческий
+идеологический, ведомственный и обыденный
Позитивистское правопонимание:
+признает государство главным критерием права
+признает любое государство правовым
ограничивает своеволие государства
+предусматривает юридические основания для любых ограничений прав человека
ограничивает классовый подход к определению права
учитывает волю трудящихся при принятии законодательства
Правовые нормы, по мнению Л.И. Петражицкого (1S67-1931), создаются:
в результате признания правовых переживаний индивида со стороны других индивидов
+в психике лишь одного индивида
+не путем согласования правовых эмоций участников общественных отношений
+не в результате признания правовых переживаний индивида со стороны других индивидов
в психике многих индивидов—
путем согласования правовых эмоций участников общественных отношений
Теория Л.И. Петражицкого (1867-1931):
безгранично сужала понятие права
исключает существование правовых отношений с неодушевленными предметами, животными и нереальными субъектами, такими, как бог или дьявол
относила к моральным нормам правила детских игр, нормы вежливости и этикета
+относила к правовым эмоциям любые эмоции, связанные с представлениями о взаимных правах и обязанностях
+относила к правовым нормам правила детских игр, нормы вежливости и этикета
+допускает существование правовых отношений с неодушевленными предметами, животными и нереальными субъектами, такими, как бог или дьявол
Л.И. Петражинский (1867-1931) указывал, что:
+передовое законодательство ускоряет развитие менее культурных слоев общества
+в будущем право уступит место нормам нравственности
в будущем право уступит место интуитивному праву
главными в правовой политике государства должны быть принудительные меры воздействия для изменения народной психики
+главным в правовой политике государства должны быть меры воспитательного воздействия
задача права состоит в том, чтобы осчастливить народные массы
Отраженное в объективном праве и отчасти гарантированное государством простое юридическое дозволение, выражающееся в стремлениях субъекта пользоваться конкретным социальным благом, а также в некоторых случаях обращаться за защитой к компетентным органам, — это законные интересы.
Советская судебная и правовая система по своей сути — это …
+самосуд Компартии посредством созданной ею псевдоюридической системы
режим разделения властей — их самостоятельность и независимость друг от друга
режим парламентской республики
политико-правовой плюрализм
социалистический правопорядок и советское правовое государство
К сущностным признакам права относятся его:
народность
+формальная определенность
+содержательная определенность
+принудительность
взаимонаправленность
культурность
К сущностным признакам права относятся его:
+легитимность
+социально-культурная обусловленность
+экономическая обусловленность
интуитивность
аполитичность
легальность
Роско Паунд (1870-1964) определяет право как высший вид социального контроля н выделяет в нем три стороны – права как:
выражение интересов трудящихся
+правопорядок
важнейшая разновидность норм социального регулирования
+совокупность юридических предписаний (правил и норм)
+судебный и административный процесс
отражение правосознания
Негативное отношение к любым юридическим институтам и средствам, а также к правовой культуре в целом и отношение населения к праву как к вынужденному злу, подлежащему преодолению и отмиранию в будущем, однозначно предопределены …
царским наследием России
внешним окружением российского государства
историей и географией России
+коммунистической идеологией
большой территорией нашей страны
После Октябрьского переворота 1917 года возник (сформировался) …
режим парламентской республики
социалистический правопорядок и советское правовое государство
политико-правовой плюрализм
+юридический беспредел и самосуд толпы, а затем самосуд государства
демократический режим
В качестве источника правовой идеи и соответствующих естественно-правовых принципов в разные эпохи и в разных доктринах выступали:
предписания властей
безопасность общества
+разум
+природа
традиции общества
+Бог
Когда говорят о праве какого-то государства (о «современном российском праве», «римском праве», «праве Франции» и т.д.), то имеют в виду право …
субъективное
публичное
частное
+объективное