Литература Тесты с ответами ИММиФ СПО Тема 5
Для быстрого поиска по странице нажмите Ctrl+F и в появившемся окошке напечатайте слово запроса (или первые буквы)
В любовной лирике А. А. Блока особое место занимает стихотворение «Незнакомка» (1906). Это стихотворение можно разделить на две части: в первой описывается реальная обстановка загородного ресторана («окрики пьяные», «тлетворный дух», «скука загородных дач», «скрипят уключины», «женский визг»), а во второй — появление прекрасной незнакомки («девичий стан, шелками схваченный», «дыша духами и туманами», «И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука», «берег очарованный», «очарованная даль»). Какой прием использует А. А.Блок, чтобы максимально резко подчеркнуть противопоставление между реальностью и мечтой:
художественный параллелизм
+антитезу
оксюморон
Стихотворение «Когда вы стоите на моем пути…» заканчивается словами «только влюбленный имеет право на звание человека». Какой смысл вкладывает А. А. Блок в эти слова:
влюбленность должна сопровождать человека всю жизнь, иначе он перестанет быть человеком
+настоящая любовь показывает человеку, каким он должен быть, и только влюбленный может ощущать всю полноту жизни
не любивший человек не может понять смысла и назначения бытия
В первом стихотворении из цикла «На поле Куликовом» А. А. Блока есть такие обращения: «О Русь моя! Жена моя!». Как вы думаете, эти обращения имеют разных адресатов или одного?
смысл данного обращения не ясен
+одного и того же, то есть лирический герой воспринимает родину как жену
разных, и они названы в самом начале обращения: «Русь», «жена»
О чем идет речь в следующих строках А. А. Блока:
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
о борьбе с татаро-монгольским игом, о чем свидетельствует и название цикла: «На поле Куликовом»
+о прошлом, настоящем (стихотворение написано в 1908 году) и будущем России, которое А.А.Блок представляет не иначе, как в борьбе
в этих строчках выражена позиция монгольского воина, который не представляет себе жизнь иначе, как только в бою
Лейтмотивом стихотворения А. А. Блока «О, весна без конца и без краю…» становится слово «принимаю»:
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель — я знаю —
Все равно: принимаю тебя!
В этом слове выражено отношение лирического героя к жизни. В чем своеобразие этого отношения?
лирический герой видит в жизни только светлые мгновения, поэтому, не раздумывая, приветствует ее
отношение героя к жизни пессимистично
+лирический герой видит, что жизнь состоит из противоречий (удача — неудача, смех — плач, пустыни и города, «осветленный простор поднебесий и томление рабьих трудов»), но тем не менее принимает ее такой, какая она есть
В поэме А. А. Блока «Двенадцать» лейтмотивом проходит идея об отречении представителей «нового мира» от законов «старого», в частности, от веры в бога:
«Эх, эх, без креста!», «Пальнем-ка пулей в Святую Русь», «От чего тебя упас Золотой иконостас?», но в то же время звучат и обращения к богу: «Господи, благослови!», «Ох, пурга какая, спасе!», и в конце поэмы путь красногвардейцам как бы указывает сам Христос.
В чем смысл такого построения поэмы?
+вся жизнь воспринимается А. А. Блоком как извечная борьба дьявольского и божественного, причем в поэме с дьявольским ассоциируется старый мир — пес безродный, а Иисус Христос как бы освящает путь красногвардейцев
А.А.Блок подчеркивает, что красногвардейцы, революция рвут все связи со старым миром, в том числе с вечными морально-нравственными ценностями, поэтому для них Иисус «невидим»
А. А. Блок показывает, что в душах людей осталось место вечным морально-нравственным ценностям, хотя сами они этого не понимают: для них борьба с церковниками кажется борьбой с богом; чтобы не смешивать «старого» бога и «нового», А.А.Блок берет для его обозначения не привычную форму «Иисус», а народную «Иисус»
Сравните конец шестой («Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!») и седьмой («Отмыкайте погреба — Гуляет нынче голытьба») глав поэмы А. А. Блока «Двенадцать». Как вы думаете, почему в этих главах соседствуют призыв к революционной дисциплине и описание анархической вольницы?
А. А. Блоку кажется, что анархия затопляет революционную дисциплину
+А. А. Блок подчеркивает, что двенадцать должны бороться за революционную дисциплину, прежде всего со своим стремлением к анархии
поэт констатирует, что идеал революционной дисциплины недостижим для убийц
В стихотворении С. Есенина «Русь советская» лирический герой чувствует себя чужим в жизни новой деревни («В свой стране я словно иностранец»). Как же в таком случае объяснить последние строки стихотворения:
Но и тогда,
Когда на всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть,
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь»
Выберите один ответ.
даже если ничего не изменится, поэт все равно будет воспевать Русь, но уже такой, какой она стала
С. А. Есенин надеется, что все вернется и он опять сможет воспевать ту Русь, которую знал и любил
+поэт осознает, что его «поэзия здесь больше не нужна», но не хочет отдавать «октябрю и маю» «милую лиру», собираясь остаться и в новой жизни певцом старой Руси
Каково в стихотворении С. А. Есенина «Русь советская» отношение лирического героя к новой, чужой для него жизни деревни?
поэт призывает вернуть ту Русь, которая была до «октября и мая»
ни старая, на новая жизнь лирического героя не устраивает, и он ищет третий путь
+лирический герой принимает все, «готов идти по выбитым следам»
В стихотворении С. А. Есенина «Письмо матери» на первом плане, естественно, выражение лирическим героем своих сыновних чувств. Но за первым планом скрывается второй. Какие еще мотивы характерны для этого стихотворения?
чувство «тоски мятежной», «усталости» от жизни, с которыми живет лирический герой в городе
надежда на то, что мать навестит сына в городе
+разочарование в былых мечтах
мечта о возвращении домой
О каком событии идет речь в следующей строфе стихотворения С. Есенина «Письмок женщине»:
Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму —
Куда несет нас рок событий.
Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.
+о социалистической революции
о второй мировой войне
о первой мировой войне
о первой русской революции
Строки какого отрывка принадлежат С. Есенину?
Ведь, если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно? Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
+Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду
Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу… Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу.
Укажите название приема, к которому прибегает С. Есенин в создании образа:
Дымом половодье зализало ил,
Желтые поводья месяц уронил…
метафора
сравнение
эпитет
+олицетворение
Каким стихотворным размером написано стихотворение С.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне…
амфибрахий
+хорей
ямб
К кому обращено стихотворение В. Маяковского «Послушайте!»
к родным и близким людям
к богу
к ангелам
+к человечеству
Как называется прием, которым В. В. Маяковский обрамляет стихотворение:
Ведь, если звезды зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
…
Ведь, если звезды зажигают–
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – это необходимо, чтобы каждый вечер
над крышами загоралась хоть одна звезда?!
повтор-подхват
кольцевая композиция
+риторические вопросы
О каких звездах идет речь в стихотворении В. В. Маяковского «Послушайте!»?
+о символе надежды
о звёздочках на погонах
об особом знаке отличия
Почему поэт В. В.Маяковский говорит о себе: «Я, ассенизатор / и водовоз, / революцией / мобилизованный и призванный»?
потому что во время революции по заданию партии В. В. Маяковский работал ассенизатором
+потому что свое творчество, и, прежде всего сатиру, В. В. Маяковский сравнивает с делом ассенизатора, вывозящим нечистоты
потому что В. В. Маяковский читал свои произведения с эстрады, и ему нравилось звучание слова «ассенизатор»
В чем смысл строк В. В. Маяковского «Но я / себя / смирял, /становясь / на горло / собственной песне»?
поэт говорит о том, что он не имеет возможности открыто говорить о своих чувствах
+В. В. Маяковский утверждает, что во время революции и борьбы за новую жизнь он сознательно вместо «доходной» лирики писал агитационные и пропагандистские стихи
В. В. Маяковский подчеркивает, что революционная тема чужда ему, и он обращался к ней только для того, чтобы выжить в трудное время
Как называется прием, который В. В. Маяковский использует во вступлении к поэме «Во весь голос»:
Парадом развернув / моих страниц войска,
Я прохожу/ по строчечному фронту.
Стихи стоят / свинцово-тяжело,
готовые и к смерти / и к бессмертной славе.
Поэмы замерли, / к жерлу прижав жерло
нацеленных/ заяющих заглавий.
Оружия /любимейшего / род,
готовая /рвануться в гике,
застыла /кавалерия острот,
поднявши рифм / отточенные пики.
оксюморон
+развернутая метафора
антитеза
Что, по мнению поэта революции — В. В. Маяковского, станет основой его «жизни после смерти» в отличие от тра¬диционных «памятников» поэтов прошлого (Горация, Дер¬жавина, Ломоносова, Пушкина)?
память «пиитов»
+новый строй (социализм)
«надежный, вечный памятник», тверже железа и выше пирамид