- Объективные причины смертельной внебольничной пневмонии, такие как социальные факторы и тяжесть заболевания, следует рассматривать наряду с субъективными медицинскими ошибками. Клинико-деонтологический анализ летальных случаев выявил ряд недостатков в оказании медицинской помощи таким пациентам, особенно в части коррекции сердечно-сосудистых заболеваний. Специальный анализ 51 истории болезни с этической точки зрения показал, что у 4/5 пациентов были веские основания для предъявления деонтологических претензий к своим врачам
- «Пробный выстрел»
- вводит пациента в заблуждение;
- демонстрирует неуверенность врача;
- используется только при сообщении о наличии неизлечимого заболевания;
- позволяет пациенту настроиться на восприятие информации
- Если врачу нужно сообщить пациенту «плохую новость», он должен
- отложить сообщение новости на самый конец консультации;
- попросить кого-либо из родственников пациента сделать это вместо него;
- построить разговор так, чтобы помочь пациенту подготовиться к восприятию тяжелой информации;
- сообщить эту новость в самом начале разговора с пациентом
- К «плохим новостям» относится
- любая информация, эмоционально тяжелая для пациента и сильно влияющая на его жизнь;
- только сообщение о предстоящей операции и последующем длительном периоде снижения качества жизни;
- только сообщение о смерти;
- только сообщение о тяжелом диагнозе
- К приему, позволяющему не навязывать информацию о диагнозе пациенту, который не хочет её сейчас услышать, относится
- «пробный выстрел»;
- подписание документа о согласии на получение информации;
- сообщение информации сначала родственникам пациента;
- сообщение информации только коллегам, непосредственно участвующим в лечении пациента
- Паузы, которые делает врач при сообщении «плохих новостей»
- демонстрируют неуверенность врача;
- неоправданно увеличивают длительность консультации;
- повышают тревогу пациента;
- позволяют пациенту усвоить полученную информацию и отреагировать на нее
- Перед сообщением «плохой новости» врач должен прояснить, что пациенту уже известно, чтобы
- вовсе отказаться от сообщения «плохой новости», если пациент ни о чем не догадывается;
- найти возможность оградить его от неприятной информации;
- планировать дальнейший ход разговора;
- по возможности, сообщить ему только часть информации, а не всю
- Поддержкой для пациента после сообщения «плохих новостей» будет
- демонстрация врачом эмпатии;
- заверение врача в обязательном благополучном исходе лечения;
- рассказ врача о более сложных ситуациях, в которых оказались другие пациенты;
- утверждение врача, что нет повода для серьезного беспокойства
- Подробное обсуждение плана лечения сразу после сообщения диагноза
- должно проводиться в присутствии заведующего отделением;
- может быть воспринято пациентом как проявление равнодушия к его состоянию;
- рекомендовано ВОЗ в качестве меры профилактики суицида;
- является наилучшей поддержкой пациента
- После сообщения «плохой новости» врач должен
- оставить пациента одного;
- подробно рассказать о плане лечения;
- пригласить к пациенту психиатра;
- следовать за реакцией пациента, выражая эмпатию и отвечая на вопросы пациента
- После сообщения «плохой новости» нужно
- дать возможность пациенту усвоить полученную информацию и отреагировать на нее;
- завершить консультацию, оставить пациента одного;
- как можно скорее перейти к обсуждению плана дальнейших действий;
- сказать пациенту что-до ободряющее
- Прежде, чем приступить к сообщению плохих новостей, врачу нужно
- предупредить пациента, что время для этого разговора ограничено;
- прояснить, что пациент уже знает;
- рассказать пациенту о возможностях современной медицины;
- сказать пациенту, чтобы он не волновался
- При сообщении «плохих новостей» важно, чтобы темп подачи информации
- был как можно выше;
- был как можно медленнее;
- был отрегулирован с учетом потребностей конкретного пациента;
- не позволял пациенту погрузиться в переживания
- Форма сообщения «плохой новости»
- не поддается контролю со стороны врача;
- является важной, поскольку влияет на эмоциональное состояние пациента при восприятии информации;
- является маловажной, поскольку не влияет на содержание информации;
- является необъективной
- Эмоциональное состояние пациента при сообщении ему «плохих новостей» определяется
- в первую очередь темпераментом пациента;
- и содержанием новости, и формой, в которой она была сообщена;
- только содержанием новости;
- только формой сообщения новости
- Яркая эмоциональная реакция (слезы, гнев) пациента на «плохую новость»
- может возникнуть только при некорректном поведении врача;
- может указывать на проблемы с психическим здоровьем пациента;
- указывает на невоспитанность пациента;
- является естественной