Содержание
- Логическая операция, тесно связывающая одни объекты с другими, — это
- Различает несколько вариантов подобия: эквивалентные задачи (если решение одной вытекает из решения другой), результативные и косвенные (аналогичные)
- Установка, исходящая из желания быть похожим на других и в максимальной степени скрывать различия между своими идеями (мнениями) и суждениями окружающих или общепринятыми идеями, — это
- Верны ли утверждения?А) На основе анализа-синтеза невозможна эвристическая стратегия двух направлений В) Эвристическая стратегия двух направлений — это стратегия, объединяющая идеи прямого и обратного продвижения
- Верны ли определения?А) Умозаключения по аналогии — это эвристический вывод, в результате которого достигается вероятное знание о признаках одного объекта на основании знания о сходстве данного объекта с другими В) Тождество — полное сходство предметов по связям, признакам и отношениям; пропорция — параметр структурной упорядоченности системы, характеризующий числовым образом определенное взаимоотношение ее частей
- Верны ли утверждения?А) Монологическое изложение может быть устным (в этом случае имеет место нормативный педагогический процесс) или письменным В) Монологическое изложение может быть только устным (в этом случае имеет место нормативный педагогический процесс)
- Приспособление известных процессов, конструкций, форм, материалов и их свойств к данным конкретным условиям — это
- Метод ____________ — целенаправленный поиск новых технических решений на основе анализа результатов систематического применения эвристических приемов к показателям технической системы
- Нетождественная пропорция, соответствие, сходство, соразмерность предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях, причем таких объектов, которые в целом различны, — это
- Любая задача, «доступная пониманию» (термин К. Дункера), является в решенном состоянии целостной структурой сознания, а именно
- Умножение, увеличение основных показателей — это
- Первичными интерактивными формами, в которых находит свое выражение эвристическая деятельность в процессе обучения или нахождения решения, является _____________ общение
- Верны ли определения?А) Решение на основе выявленной закономерности — метод, использующий максимально последовательные индуктивные умозаключения В) Решение на основе алгебры — метод, использующий максимально последовательные индуктивные умозаключения
- Стратегия совладания, сфокусированная на _________, — стратегия, нацеленная на сбор информации, принятие решений и совершение конкретных действий, направленных на разрешение сложившейся ситуации
- Верны ли утверждения?А) Флюидный (или «текучий») интеллект отвечает за скорость и точность текущего оперирования информацией В) Кристаллизованный интеллект заключает в себе разноплановые слои устойчивых знаний
- Вымышленная или реальная беседа двух и более собеседников, направленная на выяснение истины или решение проблемы, — это
- Метод ___________ — это методика поиска аналогов, переноса знаний об объекте из одной области в другую
- Методологический подход в научном познании и социальной практике, основанный на рассмотрении объектов как систем, называется
- Свойство интеллекта, которое проявляется и как личностная черта, отчетливо противостоящая гибкости и препятствующая появлению новых решений, — это
- Классический метод «рассуждения вслух» был предложен _____________ в 1917 году, позже модифицирован К. Дункером и получил очень широкое распространение
- Этап ________ — мгновенное («подобное вспышке») понимание основных связей и отношений проблемной ситуации; приводит к формулированию идеи решения или готового ответа
- ____________ аналогия — аналогия обобщения, когда требуется кратко сформулировать фразу, которая отражает суть явления
- Необходимость, без которой проблема не может быть решена; в альтернативном случае (личностные проблемы) формулировка вообще не требуется — это
- Одним из самых известных и авторитетных современных вариантов телеологического подхода выступает так называемая теория задачного пространства
- Метод _____________ — это методика переноса признаков случайно выбранных объектов на объект, находящийся в фокусе переноса
- Процесс происхождения человека — это
- Неспособность снять внутренние запреты по поводу содержания или формы собственных идей — это
- Метод научного исследования, состоящий в том, что изучаемый объект мысленно соединяет в единое целое части предмета или его признаки, — это
- Постоянные разноплановые усилия человека (когнитивные, эмоциональные и поведенческие), направленные на регулирование условий, из которых складывается проблемная ситуация, включая и его собственные эмоции, — это
- __________ аналогия рассматривает объект (процесс) в сравнении с аналогичным объектом (процессом) из другой научной области или даже из живой природы. На этой основе предпринимается попытка применить готовое решение из другой области
- Верны ли утверждения?А) Психологическая «доступность» — феномен, являющийся прямой противоположностью функциональной фиксированности; доступность предметов или, точнее, их функций и свойств, необходимых для решения В) Психологическая «доступность» — феномен, при котором определенные функции предметов, составляющих проблемную ситуацию, оказываются жестко закрепленными, «фиксированными» для испытуемого, что значительно затрудняет нахождение правильного решения
- Этап ________________ — в значительной степени неосознаваемый процесс, в ходе которого без целенаправленных усилий со стороны субъекта происходит разработка или поиск основных идей решения
- Верны ли утверждения?А) «Функциональная фиксированность» — феномен, при котором определенные функции предметов, составляющих проблемную ситуацию, оказываются жестко закрепленными, «фиксированными» для испытуемого, что значительно затрудняет нахождение правильного решения В) Явление «функциональная фиксированность» впервые экспериментально было обнаружено К. Дункером
- Верны ли утверждения?А) Первый («случайный») класс мыслительных механизмов — механизмы, под воздействием которых решение задачи происходит случайно на основании неожиданного совпадения каких-то элементов проблемной ситуации и элементов прошлого опыта или собственных действий решателя В) Второй («телеологический») класс мыслительных механизмов — механизмы, под воздействием которых после появления цели ненаправленный поток ассоциаций оказывается жестко подчинен логике движения к ней
- _______________ индукция — вид индуктивного умозаключения, результатом которого является общий вывод обо всем множестве объектов на основании знания лишь некоторых объектов этого множества
- Перенос в данную отрасль техники новых для нее значений основных показателей технических объектов
- Наименование как процесс соотнесения языковых элементов с обозначаемыми объектами — это
- ____________, или развернутое высказывание одного лица, обращенное к реальной или вымышленной аудитории, выступает как естественная форма обучения эвристической деятельности
- Верны ли утверждения?А) Транспозиция — в исследованиях восприятия термин введен Д. Пойа (1934) для обозначения возможности переноса «перцептивных целых» (гештальтов), несмотря на существенные различия в их сенсорных «составляющих» В) Перенос найденных ранее методов решения на другие проблемные ситуации — термин В. Келера (1930)
- Верны ли утверждения?А) Психологический механизм — закономерное и необходимое сочетание явлений и процессов, устойчиво приводящее к определенному результату В) Психологический механизм — внутреннее устройство какого-либо прибора, приводящее его в действие, или систему, определяющую порядок какого-нибудь вида деятельности
- Этап __________________________ — принятие и усвоение условий и требований задачи (проблемы); первые попытки найти решение на основании приемов и способов, присутствующих в прошлом опыте решателя
- Приближение показателей технического объекта (системы) к идеальным — это
- Один из типов умозаключения и метод исследования, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к обобщающим выводам, — это
- Научное направление, занимающееся разработкой и созданием сложных систем, — это
- Этап ___________ — проверка адекватности результатов предыдущего этапа условиям задачи; если в результате проверки найденное решение отвергается, то субъект возвращается на первый или второй этап
- Стратегия совладания, сфокусированная на __________, — это стратегия, направленная на понимание происходящих негативных процессов и оценку их возможных последствий, а также на поиск каких-либо конструктивных деталей или преуменьшение угрозы
- Переход от рассмотрения менее емкого множества объектов к более емкому, содержащему исходное множество, — это
- Трансфер — термин, введенный ___________ (1939) для обозначения переноса клиентом на психотерапевта эмоционального отношения к значимым для него людям (в первую очередь отцу или матери)
- Верны ли утверждения?А) Этапы индукции — наблюдение сходства, обобщение, подкрепляющие экспериментыВ) Этапы индукции — понятие, суждение, умозаключение
- _____________ индукция — умозаключение, в котором общий вывод относительно всех объектов рассматриваемого множества выражается на основании знания необходимых признаков или связей части объектов этого множества
Логическая операция, тесно связывающая одни объекты с другими, — это
- номинация
- импликация
- конъюнкция
- инверсия
Различает несколько вариантов подобия: эквивалентные задачи (если решение одной вытекает из решения другой), результативные и косвенные (аналогичные)
- В. Келер
- К. Дункер
- К. Юнг
- Д. Пойа
Установка, исходящая из желания быть похожим на других и в максимальной степени скрывать различия между своими идеями (мнениями) и суждениями окружающих или общепринятыми идеями, — это
- внутренняя цензура
- ригидность
- конформизм
- низкая самоэффективность
Верны ли утверждения?А) На основе анализа-синтеза невозможна эвристическая стратегия двух направлений В) Эвристическая стратегия двух направлений — это стратегия, объединяющая идеи прямого и обратного продвижения
- А-да, В-нет
- А-нет, В-да
- А-нет, В-нет
- А-да, В-да
Верны ли определения?А) Умозаключения по аналогии — это эвристический вывод, в результате которого достигается вероятное знание о признаках одного объекта на основании знания о сходстве данного объекта с другими В) Тождество — полное сходство предметов по связям, признакам и отношениям; пропорция — параметр структурной упорядоченности системы, характеризующий числовым образом определенное взаимоотношение ее частей
- А-да, В-нет
- А-да, В-да
- А-нет, В-нет
- А-нет, В-да
Верны ли утверждения?А) Монологическое изложение может быть устным (в этом случае имеет место нормативный педагогический процесс) или письменным В) Монологическое изложение может быть только устным (в этом случае имеет место нормативный педагогический процесс)
- А-нет, В-да
- А-да, В-нет
- А-нет, В-нет
- А-да, В-да
Приспособление известных процессов, конструкций, форм, материалов и их свойств к данным конкретным условиям — это
- адаптация
- идеализация
- мультипликация
- неология
Метод ____________ — целенаправленный поиск новых технических решений на основе анализа результатов систематического применения эвристических приемов к показателям технической системы
- контрольных вопросов
- фокальных объектов
- мозгового штурма
- “матриц открытия”
Нетождественная пропорция, соответствие, сходство, соразмерность предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях, причем таких объектов, которые в целом различны, — это
- антропогенез
- аналогия
- аксиома
- адаптация
Любая задача, «доступная пониманию» (термин К. Дункера), является в решенном состоянии целостной структурой сознания, а именно
- ассоциацией
- инсайтом
- аналогией
- гештальтом
Умножение, увеличение основных показателей — это
- идеализация
- адаптация
- мультипликация
- неология
Первичными интерактивными формами, в которых находит свое выражение эвристическая деятельность в процессе обучения или нахождения решения, является _____________ общение
- монологическое
- моно- и диалогическое
- вербальное
- диалогическое
Верны ли определения?А) Решение на основе выявленной закономерности — метод, использующий максимально последовательные индуктивные умозаключения В) Решение на основе алгебры — метод, использующий максимально последовательные индуктивные умозаключения
- А-нет, В-нет
- А-да, В-нет
- А-да, В-да
- А-нет, В-да
Стратегия совладания, сфокусированная на _________, — стратегия, нацеленная на сбор информации, принятие решений и совершение конкретных действий, направленных на разрешение сложившейся ситуации
- эмоциях
- оценке
- проблеме
- сознании
Верны ли утверждения?А) Флюидный (или «текучий») интеллект отвечает за скорость и точность текущего оперирования информацией В) Кристаллизованный интеллект заключает в себе разноплановые слои устойчивых знаний
- А-нет, В-нет
- А-да, В-да
- А-да, В-нет
- А-нет, В-да
Вымышленная или реальная беседа двух и более собеседников, направленная на выяснение истины или решение проблемы, — это
- диалог
- монолог
- пролог
- эпилог
Метод ___________ — это методика поиска аналогов, переноса знаний об объекте из одной области в другую
- каталога
- мозгового штурма
- фокальных объектов
- контрольных вопросов
Методологический подход в научном познании и социальной практике, основанный на рассмотрении объектов как систем, называется
- корреляционным
- структурным
- дополнительным
- системным
Свойство интеллекта, которое проявляется и как личностная черта, отчетливо противостоящая гибкости и препятствующая появлению новых решений, — это
- низкая самоэффективность
- ригидность
- конформизм
- внутренняя цензура
Классический метод «рассуждения вслух» был предложен _____________ в 1917 году, позже модифицирован К. Дункером и получил очень широкое распространение
- Б. Расселом
- Г. Саймоном
- Дж. Шоу
- Э. Клапаредом
Этап ________ — мгновенное («подобное вспышке») понимание основных связей и отношений проблемной ситуации; приводит к формулированию идеи решения или готового ответа
- проверки адекватности результатов
- подготовки решения задачи (проблемы)
- созревания решения задачи (проблемы)
- вдохновения (озарения)
____________ аналогия — аналогия обобщения, когда требуется кратко сформулировать фразу, которая отражает суть явления
- Символическая
- Прямая
- Фантастическая
- Личная
Необходимость, без которой проблема не может быть решена; в альтернативном случае (личностные проблемы) формулировка вообще не требуется — это
- степень управляемости процесса решения
- степень осознанности решения
- чёткие критерии результата
- строгая вербальная формулировка для нахождения ответа
Одним из самых известных и авторитетных современных вариантов телеологического подхода выступает так называемая теория задачного пространства
- Г. Саймона и А. Ньюэлла
- К. Дункера и Дж. Шоу
- П. Лэнгли и Р. Вейсберга
- К. Бюлера и О. Зельца
Метод _____________ — это методика переноса признаков случайно выбранных объектов на объект, находящийся в фокусе переноса
- мозгового штурма
- фокальных объектов
- контрольных вопросов
- каталога
Процесс происхождения человека — это
- ассимиляция
- антропология
- антропогенез
- автономия
Неспособность снять внутренние запреты по поводу содержания или формы собственных идей — это
- низкая самоэффективность
- ригидность
- внутренняя цензура
- конформизм
Метод научного исследования, состоящий в том, что изучаемый объект мысленно соединяет в единое целое части предмета или его признаки, — это
- моделирование
- синтез
- эксперимент
- анализ
Постоянные разноплановые усилия человека (когнитивные, эмоциональные и поведенческие), направленные на регулирование условий, из которых складывается проблемная ситуация, включая и его собственные эмоции, — это
- инсайт
- гештальт
- копинг
- воля
__________ аналогия рассматривает объект (процесс) в сравнении с аналогичным объектом (процессом) из другой научной области или даже из живой природы. На этой основе предпринимается попытка применить готовое решение из другой области
- Личная
- Прямая
- Символическая
- Фантастическая
Верны ли утверждения?А) Психологическая «доступность» — феномен, являющийся прямой противоположностью функциональной фиксированности; доступность предметов или, точнее, их функций и свойств, необходимых для решения В) Психологическая «доступность» — феномен, при котором определенные функции предметов, составляющих проблемную ситуацию, оказываются жестко закрепленными, «фиксированными» для испытуемого, что значительно затрудняет нахождение правильного решения
- А-нет, В-да
- А-да, В-да
- А-да, В-нет
- А-нет, В-нет
Этап ________________ — в значительной степени неосознаваемый процесс, в ходе которого без целенаправленных усилий со стороны субъекта происходит разработка или поиск основных идей решения
- созревания решения задачи (проблемы)
- проверки адекватности результатов
- вдохновения (озарения)
- подготовки решения задачи (проблемы)
Верны ли утверждения?А) «Функциональная фиксированность» — феномен, при котором определенные функции предметов, составляющих проблемную ситуацию, оказываются жестко закрепленными, «фиксированными» для испытуемого, что значительно затрудняет нахождение правильного решения В) Явление «функциональная фиксированность» впервые экспериментально было обнаружено К. Дункером
- А-да, В-нет
- А-да, В-да
- А-нет, В-нет
- А-нет, В-да
Верны ли утверждения?А) Первый («случайный») класс мыслительных механизмов — механизмы, под воздействием которых решение задачи происходит случайно на основании неожиданного совпадения каких-то элементов проблемной ситуации и элементов прошлого опыта или собственных действий решателя В) Второй («телеологический») класс мыслительных механизмов — механизмы, под воздействием которых после появления цели ненаправленный поток ассоциаций оказывается жестко подчинен логике движения к ней
- А-да, В-да
- А-нет, В-да
- А-да, В-нет
- А-нет, В-нет
_______________ индукция — вид индуктивного умозаключения, результатом которого является общий вывод обо всем множестве объектов на основании знания лишь некоторых объектов этого множества
- Смешанная
- Научная
- Неполная
- Полная
Перенос в данную отрасль техники новых для нее значений основных показателей технических объектов
- неология
- адаптация
- идеализация
- мультипликация
Наименование как процесс соотнесения языковых элементов с обозначаемыми объектами — это
- конъюнкция
- номинация
- инверсия
- импликация
____________, или развернутое высказывание одного лица, обращенное к реальной или вымышленной аудитории, выступает как естественная форма обучения эвристической деятельности
- Дискуссия
- Спор
- Монолог
- Диалог
Верны ли утверждения?А) Транспозиция — в исследованиях восприятия термин введен Д. Пойа (1934) для обозначения возможности переноса «перцептивных целых» (гештальтов), несмотря на существенные различия в их сенсорных «составляющих» В) Перенос найденных ранее методов решения на другие проблемные ситуации — термин В. Келера (1930)
- А-да, В-нет
- А-нет, В-да
- А-нет, В-нет
- А-да, В-да
Верны ли утверждения?А) Психологический механизм — закономерное и необходимое сочетание явлений и процессов, устойчиво приводящее к определенному результату В) Психологический механизм — внутреннее устройство какого-либо прибора, приводящее его в действие, или систему, определяющую порядок какого-нибудь вида деятельности
- А-нет, В-нет
- А-да, В-нет
- А-нет, В-да
- А-да, В-да
Этап __________________________ — принятие и усвоение условий и требований задачи (проблемы); первые попытки найти решение на основании приемов и способов, присутствующих в прошлом опыте решателя
- проверки адекватности результатов
- созревания решения задачи (проблемы)
- вдохновения (озарения)
- подготовки решения задачи (проблемы)
Приближение показателей технического объекта (системы) к идеальным — это
- мультипликация
- идеализация
- адаптация
- неология
Один из типов умозаключения и метод исследования, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к обобщающим выводам, — это
- индукция
- дедукция
- абстракция
- моделирование
Научное направление, занимающееся разработкой и созданием сложных систем, — это
- герменевтика
- эвристика
- ноосфера
- системотехника
Этап ___________ — проверка адекватности результатов предыдущего этапа условиям задачи; если в результате проверки найденное решение отвергается, то субъект возвращается на первый или второй этап
- подготовки решения задачи (проблемы)
- вдохновения (озарения)
- созревания решения задачи (проблемы)
- проверки адекватности результатов
Стратегия совладания, сфокусированная на __________, — это стратегия, направленная на понимание происходящих негативных процессов и оценку их возможных последствий, а также на поиск каких-либо конструктивных деталей или преуменьшение угрозы
- сознании
- оценке
- эмоциях
- проблеме
Переход от рассмотрения менее емкого множества объектов к более емкому, содержащему исходное множество, — это
- обобщение
- наблюдение
- гипотеза
- аналогия
Трансфер — термин, введенный ___________ (1939) для обозначения переноса клиентом на психотерапевта эмоционального отношения к значимым для него людям (в первую очередь отцу или матери)
- К. Юнгом
- З. Фрейдом
- Ж. Пиаже
- Э. Эриксоном
Верны ли утверждения?А) Этапы индукции — наблюдение сходства, обобщение, подкрепляющие экспериментыВ) Этапы индукции — понятие, суждение, умозаключение
- А-нет, В-нет
- А-да, В-да
- А-да, В-нет
- А-нет, В-да
_____________ индукция — умозаключение, в котором общий вывод относительно всех объектов рассматриваемого множества выражается на основании знания необходимых признаков или связей части объектов этого множества
- Научная
- Смешанная
- Неполная
- Полная