Содержание
- Основателем даосизма в Китае был
- Согласно китайской философской традиции, энергия в человеке, которая не является космической, называется
- Среди главных условий долголетия в китайской философской традиции нет такого, как
- Управление обществом в конфуцианстве сравнивается с отношениями
- Брахманы — это религиозно-философские тексты, восходящие к
- Дхарма в древнеиндийской философии — это
- Эта школа классической индийской философии была скорее практической, нежели теоретической
- Буддизм ввел в качестве исходного понятия в свою философию
- В древневосточной философии это понятие включает в себя и представление об энергии, поддерживающей все сущее
- Письменный источник философии буддизма
- Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, в философском направлении
- Человеческому сознанию присуще
- В современной философии это понимается как высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины. Это
- Что появилось у человека раньше — мышление или язык
- Каждый национальный язык является уникальным, поскольку он
- Недеяние в даосизме — это
- Согласно китайской философии, духовным центром человека является
- Среди основополагающих принципов учения Конфуция нет следующего
- Среди постулатов легизма отсутствует следующий
- Карма в древнеиндийской философии — это
- «Будда» в соответствующем религиозно-философском учении — это
- Одна из постоянных добродетелей конфуцианства, предполагающая упорное придерживание остальных
- Два вечных начала сущего — Пракрити и пуруша — рассматриваются в классической системе индийской философии
- Название этой системы индийской философии в переводе с санскрита означает «первое исследование», — это
- Онтология как раздел философского знания — наука о всеобщем, в истории философии не называлась
- В психофизиологическом аспекте материалистическая философия рассматривает сознание как
- Самосознание человека — это
- Согласно Канту, рассудок, как первая предпосылка разума, есть способность
- В современной семиотике естественный язык рассматривается как
- «Бессознательное» в современной философии-это
- Для антропоцентрического мировоззрения характерно положение
- По мысли Ж.П. Сартра, человек — это
- В глубинной психологии К.Г. Юнга коллективное бессознательное в психике отдельного человека включает
- Социал-дарвинизм признает, что
- С биологической точки зрения, человек — это многоклеточное животное, относящееся к подтипу позвоночных, классу млекопитающих, подклассу плацентарных, отряду
- По мысли М. Бубера, смысл и основание собственного бытия для человека обнаруживается в
- Лишение человека свободы, трансформация человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную силу, превращающую субъекта в объект, в философии понимается как
- Познание в современной философии преимущественно рассматривается как
- В современной гносеологии объект познания
- Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется
- Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии
- Предвосхищение деятельности и ее результата с точки зрения выработки идеалов, решений, программ, норм и плана предстоящей деятельности
- Субъект познания в современной гносеологии — это
- Формой практики не является
- К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится
- С точки зрения Й. Хейзинги, человек — это существо
- Согласно учению социобиологии Э. Уилсона, среди стереотипических форм человеческого поведения отсутствует
- Неповторимое своеобразие отдельного человека (внешность, характер, привычки, особенности и т.д.), в противоположность типовым чертам, — это
- С точки зрения гедонизма, смысл жизни состоит в том, что:
- С точки зрения Гегеля, человеческая свобода имеет своей предпосылкой
- Ответственность человека за свои поступки возможно только при наличии
- В философии «агностицизм» понимается как
- Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект — это
- Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она
- Среди современных концепций истины отсутствует
- Любое изменение, преобразование, процесс — это
- Современные гносеологические исследования предполагают
- Практика по своим функциям в процессе познания не является
- Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением
- Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях (словах)
- Из суждения-посылки «Все люди мыслят» и суждения, обосновывающего знание, «Я — человек», сделайте умозаключение
- Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху
- Общество является предметом исследования такой философской науки, как
- Согласно концепции М. Вебера, общество — это
- В русском космизме общество интерпретируется с точки зрения так называемого «натуралистического» подхода, при котором общество — это
- К главным составным частям общества (согласно учениям Ферсмана, Плотникова, Дьяконова) не относится
- В марксизме процесс развития общества описывался в виде
- В христианской философии подробно разработана идея о «конце света». Концепцию о «конце истории» выдвинул
- Фактору случайности в саморазвитии общества основное значение придает современное направление:
- Социальный институт, который представляет собой способ присвоения людьми продуктов материального и духовного производства, а также природных объектов, называется
- В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена
- Предложение «Волга впадает в Каспийское море» в философии может быть рассмотрено как форма мышления, а именно, как
- Согласно Г. Гадамеру, предметом понимания является
- В западноевропейской философии рационализм преимущественно развивался на основе метода
- В философии Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант) основное внимание в рассмотрении развития науки было обращено на
- В марксизме утверждается, что структура общества вытекает из
- Отчуждение во взаимоотношениях человека и общества наступает тогда, когда
- К источникам саморазвития общества не должно относиться
- Ход человеческой истории в виде линейного поступательного движения (прогресса) описывался, преимущественно, в трудах
- Против самой идеи прогресса в человеческой истории выступали
- Согласно концепции Л. Н. Гумилева, уровнем организации этноса не является
- На современном этапе мощных социальных потрясений важную роль играют гуманистические концепции, отражающие общечеловеческие идеалы и цели общественного развития. А. Швейцеру принадлежит концепция
Основателем даосизма в Китае был
- Лао Цзы
- Конфуций
- Чжуан Цзы
- Мо Цзы
Согласно китайской философской традиции, энергия в человеке, которая не является космической, называется
- цзин (психофизическая энергия)
- ци (материально-духовная)
- шэнь (духовная)
- инь/ян (сексуальная)
Среди главных условий долголетия в китайской философской традиции нет такого, как
- вегетарианство
- соблюдение общественного порядка
- совершенствование тела и души
- поддержание в чистом состоянии духовной психофизической энергии (ци)
Управление обществом в конфуцианстве сравнивается с отношениями
- отца и сына
- матери и детей
- друзей
- сотрудников
Брахманы — это религиозно-философские тексты, восходящие к
- Самаведе
- упанишадам
- Дао Дэ Цзин
- Ригведе
Дхарма в древнеиндийской философии — это
- абсолютное духовное освобождение
- вид религиозно-духовной практики
- понятие долга и предназначения
- закон вечного круговорота бытия
Эта школа классической индийской философии была скорее практической, нежели теоретической
- миманса
- ньяя
- локаята даршана
- йога
Буддизм ввел в качестве исходного понятия в свою философию
- любовь
- желание
- страдание
- надежду
В древневосточной философии это понятие включает в себя и представление об энергии, поддерживающей все сущее
- дао
- сансара
- карма
- нирвана
Письменный источник философии буддизма
- упанишады
- Махабхарата
- трипитака
- Ригведа
Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, в философском направлении
- объективный идеализм
- субъективный идеализм
- диалектическый материализм
- экзистенциализм
Человеческому сознанию присуще
- порождение объективной реальности
- пассивное отражение действительности
- активная, творческая деятельность
- непосредственное воздействие на действительность
В современной философии это понимается как высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины. Это
- мышление
- ум
- рассудок
- разум
Что появилось у человека раньше — мышление или язык
- они совершенно не связаны между собой, потому вопрос некорректен
- мышление
- язык
- одновременно
Каждый национальный язык является уникальным, поскольку он
- является средством общения всех людей между собой
- способствует совершенствованию профессиональных знаний
- служит средством передачи традиций и является важнейшим условием культурной самоидентификации
- позволяет передавать и распространять информацию
Недеяние в даосизме — это
- полная бездеятельность
- внутреннее освобождение от всякой эгоистической деятельности
- планирование своих действий
- необходимое вмешательство в происходящее
Согласно китайской философии, духовным центром человека является
- мозг
- желудок
- лицо
- сердце
Среди основополагающих принципов учения Конфуция нет следующего
- слушаться старших по возрасту и званию
- формировать собственный, независимый стиль жизни и мышления
- быть гуманным
- сдерживать себя, избегать крайностей
Среди постулатов легизма отсутствует следующий
- закон — один для всех
- интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимно противоположны
- основной стимул в соблюдении законов — страх перед наказанием
- человек от природы добр
Карма в древнеиндийской философии — это
- закон вечного круговорота бытия
- выход за пределы круга перевоплощений
- закон воздаяния
- понятие долга и предназначения
«Будда» в соответствующем религиозно-философском учении — это
- просвещенный
- просветленный
- мудрый
- родовое имя принца Гаутамы Шакьямуни
Одна из постоянных добродетелей конфуцианства, предполагающая упорное придерживание остальных
- истинное отношение
- истинное знание
- истинное состояние духа
- истинное постоянство
Два вечных начала сущего — Пракрити и пуруша — рассматриваются в классической системе индийской философии
- ньяя
- санкхья
- миманса
- веданта
Название этой системы индийской философии в переводе с санскрита означает «первое исследование», — это
- ньяя
- вайшешика
- миманса
- веданта
Онтология как раздел философского знания — наука о всеобщем, в истории философии не называлась
- метафизика
- первая философия
- эпистемология
- объективная логика
В психофизиологическом аспекте материалистическая философия рассматривает сознание как
- высшую функцию мозга, связанную с речью
- часть психики, подчиняющуюся принципу реальности
- душу, использующую мозг в качестве орудия для реализации своих целей
- субъективную реальность, или субъективный образ объективного мира
Самосознание человека — это
- осознание себя в процессе освоения материальной и духовной культуры человечества
- осознание себя человеком в процессе общения с другими людьми
- духовное зеркало для самоизучения и самолюбования
- результат рефлексии, размышления личности о себе самой
Согласно Канту, рассудок, как первая предпосылка разума, есть способность
- ориентации в обыденной жизни
- ориентироваться на достижение практических целей и использовать понятия обыденной жизни по определенным правилам
- согласовывать внутренние правила с внешней деятельностью
- разложения целостных объектов на составные части
В современной семиотике естественный язык рассматривается как
- непосредственная деятельность сознания
- вторая сигнальная система
- система естественных и искусственных знаков
- адекватное выражение мысли
«Бессознательное» в современной философии-это
- все, что не осознается человеком
- рефлекторные процессы в организме человека
- явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение
- нечто, присущее только отдельному человеку
Для антропоцентрического мировоззрения характерно положение
- человек живет вещами и существует лишь для космоса физических тел
- человек есть мыслящая вещь
- весь земной мир и человек в нем — это момент неуклонного движения к Богу
- человек есть совокупность всех общественных отношений
По мысли Ж.П. Сартра, человек — это
- богочеловек
- человекобог
- будущее человека
- сверхчеловек
В глубинной психологии К.Г. Юнга коллективное бессознательное в психике отдельного человека включает
- архетипы
- маску
- Аниму/Анимуса
- тень
Социал-дарвинизм признает, что
- в обществе, как и в природе, действует естественный отбор
- необходимо иметь целенаправленный контроль над воспроизводством людей
- человек есть и природное, и социальное существо
- социальные проблемы и конфликты не зависят от природных задатков человеческого рода
С биологической точки зрения, человек — это многоклеточное животное, относящееся к подтипу позвоночных, классу млекопитающих, подклассу плацентарных, отряду
- гоминидов
- парапитеков
- приматов
- питеков
По мысли М. Бубера, смысл и основание собственного бытия для человека обнаруживается в
- самоутверждении
- сопереживании жизни других существ
- саморефлексии
- соучастии в бытии других существ
Лишение человека свободы, трансформация человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную силу, превращающую субъекта в объект, в философии понимается как
- предопределение
- произвол
- отчуждение
- фатум (рок)
Познание в современной философии преимущественно рассматривается как
- значимая информация в аспекте деятельности
- объективная реальность, данная в сознании действующего человека
- способности, умения, навыки в определенной области деятельности
- обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний
В современной гносеологии объект познания
- является частью самопознающего субъекта
- противостоит субъекту познания
- в своем определении зависит от концептуальной системы познающего
- существует «сам по себе»
Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется
- обыденным
- абстрактным
- научным
- теоретическим
Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии
- суждение
- ложь
- предрассудок
- заблуждение
Предвосхищение деятельности и ее результата с точки зрения выработки идеалов, решений, программ, норм и плана предстоящей деятельности
- опережение
- предусмотрение
- целеполагание
- прогнозирование
Субъект познания в современной гносеологии — это
- технические средства (компьютер, научное оборудование и т.д.)
- абстрактный индивид
- мыслительный коллектив
- реальный ученый или философ
Формой практики не является
- воздействие предметов и явлений мира на органы чувств человека
- преобразование природы с помощью орудий труда
- научный эксперимент
- преобразование общественного бытия через изменение существующих социальных отношений
К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится
- ощущение
- восприятие
- идея
- представление
С точки зрения Й. Хейзинги, человек — это существо
- изготавливающее орудия
- символическое
- рациональное
- играющее
Согласно учению социобиологии Э. Уилсона, среди стереотипических форм человеческого поведения отсутствует
- миролюбие
- семейственность
- социализация
- защита определенного местообитания
Неповторимое своеобразие отдельного человека (внешность, характер, привычки, особенности и т.д.), в противоположность типовым чертам, — это
- субъект
- индивид
- индивидуальность
- личность
С точки зрения гедонизма, смысл жизни состоит в том, что:
- жизнь — это наслаждения, желательно, как можно более разнообразные, здесь и сейчас;
- жить — значит из всего извлекать пользу.
- жизнь — это стремление к счастью как подлинному назначению человека;
- жизнь — это отречение от мира и умерщвление плоти ради искупления грехов;
С точки зрения Гегеля, человеческая свобода имеет своей предпосылкой
- необходимость
- произвол
- знание
- волю
Ответственность человека за свои поступки возможно только при наличии
- вины
- выбора
- непреодолимой силы
- необходимости
В философии «агностицизм» понимается как
- полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания
- сомнение в возможности познания
- рассмотрение объектов познания
- рассмотрение процесса познания
Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект — это
- объяснение
- представление
- чувственное отражение
- познавательный контакт с объектом познания
Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она
- абстрактна
- субъективна
- абсолютна
- объективна
Среди современных концепций истины отсутствует
- соответствия
- системная
- прагматическая
- когерентная
Любое изменение, преобразование, процесс — это
- инволюция
- эволюция
- развитие
- движение
Современные гносеологические исследования предполагают
- рационализм
- теоретико-методологический плюрализм
- интуитивизм
- эмпиризм
Практика по своим функциям в процессе познания не является
- основой познания и его движущей силой
- успешной заменой теоретических исследований и научного творчества
- целью познания
- критерием истины
Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением
- рационализма
- реализма
- сенсуализма
- скептицизма
Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях (словах)
- термин
- дефиниция
- понятие
- категория
Из суждения-посылки «Все люди мыслят» и суждения, обосновывающего знание, «Я — человек», сделайте умозаключение
- все люди похожи на меня
- животные тоже мыслят
- я отношусь ко всем людям
- я мыслю
Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху
- Нового времени
- античности
- Возрождения
- средних веков
Общество является предметом исследования такой философской науки, как
- социальная философия
- политология
- гносеология
- культурология
Согласно концепции М. Вебера, общество — это
- понимающее «бытие-в-мире»
- система социальных действий и их смыслов
- свободный практический и творческий выбор
- жизненный мир, построенный в соответствии с феноменологией сознания
В русском космизме общество интерпретируется с точки зрения так называемого «натуралистического» подхода, при котором общество — это
- «град земной», стремящийся к совершенству «града божьего»
- открытая система, действующая на основе «социальных технологий» и «социальной инженерии»
- воплощение совершенной идеи справедливости
- продолжение природы и космических закономерностей
К главным составным частям общества (согласно учениям Ферсмана, Плотникова, Дьяконова) не относится
- антропосфера
- социосфера
- техносфера
- ноосфера
В марксизме процесс развития общества описывался в виде
- спирали
- циклов
- стрелы
- маятника
В христианской философии подробно разработана идея о «конце света». Концепцию о «конце истории» выдвинул
- Ф. Фукуяма
- А. Тойнби
- П. Сорокин
- Ф. Бродель
Фактору случайности в саморазвитии общества основное значение придает современное направление:
- герменевтики
- постмодернизма
- синергетики
- структурализма
Социальный институт, который представляет собой способ присвоения людьми продуктов материального и духовного производства, а также природных объектов, называется
- власть
- собственность
- семья
- государство
В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена
- нации
- государству
- экономике
- науке
Предложение «Волга впадает в Каспийское море» в философии может быть рассмотрено как форма мышления, а именно, как
- понятие
- категория
- умозаключение
- суждение
Согласно Г. Гадамеру, предметом понимания является
- смысл
- «суть дела»
- текст
- контекст
В западноевропейской философии рационализм преимущественно развивался на основе метода
- дедукции
- анализа
- аналогии
- индукции
В философии Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант) основное внимание в рассмотрении развития науки было обращено на
- человека и общество одновременно, поскольку они являются взаимодополняющими и постоянно взаимодействующими сторонами
- общество, как совокупность объективно данных человеку общественных отношений, а человек при этом находится на пересечении, в «узлах» разнообразных общественных связей
- общество как целостную систему, в которой человек лишь составная ее часть
- человека, и общество понималось как совокупность отдельных индивидов с их способностями, поведением, действиями
В марксизме утверждается, что структура общества вытекает из
- формы материального производства
- жизни людей согласно их речевым актам
- истолкования смысла социальных действий людей
- соответствующего общественного договора
Отчуждение во взаимоотношениях человека и общества наступает тогда, когда
- человек непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, соединяющего в себе природные, социальные и духовные качества
- происходит растворение человека в абстрактных социальных качествах, в утрате им контроля над результатами своей деятельности в обществе
- осуществляется освоение личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результатов
- выработанные культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности превращаются для отдельного человека в его собственный способ жизнедеятельности в обществе
К источникам саморазвития общества не должно относиться
- взаимодействие общества и природы
- использование техники и новых информационно-технологических возможностей в целях совершенствования человеческого существования
- саморазвитие техносферы и искусственной реальности, кардинально изменяющее статус человека
- развитие духовной сферы в направлении к идеалу
Ход человеческой истории в виде линейного поступательного движения (прогресса) описывался, преимущественно, в трудах
- немецкого философа К. Ясперса
- новоевропейских философов Ф. Бэкона и Р. Декарта
- русского историка и ученого Л. Н. Гумилева
- французского историка и культуролога Ф. Броделя
Против самой идеи прогресса в человеческой истории выступали
- Ф. Ницше и А. Камю
- К. Сен-Симон и Г. Спенсер
- Н. К. Михайловский и П. Л. Лавров
- К. Маркс и Ф. Энгельс
Согласно концепции Л. Н. Гумилева, уровнем организации этноса не является
- субэтнос
- популяция
- семья
- группа (община, анклав и т.д.)
На современном этапе мощных социальных потрясений важную роль играют гуманистические концепции, отражающие общечеловеческие идеалы и цели общественного развития. А. Швейцеру принадлежит концепция
- «благоговение перед жизнью»
- «цель для человечества»
- «путь ненасилия»
- «заслужи любовь ближнего»