Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Скоро защита?

Социология детства в структуре социологического знания. Часть 1

Сдача тестов дистанционно
Содержание
  1. _______ кризисы жизненного цикла связаны с изменением семейной структуры как внутренней, отражающей численность и состав семьи, а также взаимоотношения ее членов (ролевая структура, структура власти, структура интеракций и др.), так и внешней, характеризующей взаимодействие семьи как целого и ее отдельных членов с окружающей социальной средой
  2. _______ — это реализация метода на уровне простейших операций, доведенных до совершенства; она может представлять собой совокупность и последовательность приемов работы с объектом исследования, с данными исследования, с инструментами исследования
  3. Иерархия и соответственно престиж статусов формируются под влиянием двух факторов:
  4. Заслугой _______ было то, что он отказался от рассуждений об обществе вообще и дал научную картину одного общества и одного прогресса — капиталистического
  5. Учение интегрирует различные виды учебной деятельности, ее содержание, субъектов в единую социальную систему, ориентируя их на социальный заказ, на
  6. В системе образования взаимоотношениям обучающего и обучаемого придается _______ форма
  7. Исследование внутрисемейных отношений охватывает:
  8. _______, рассматривая особенности взаимодействия субъекта с социальной средой, выделил понятие «социальность» как особую категорию, обозначающую факт возможного участия человека в разных социальных взаимодействиях
  9. Г.М. Миньковский предложил классификацию семей в зависимости от их воспитательного потенциала, влияния на детей и возможностей нарушения ими норм и правил поведения:
  10. Нередко _______ группы служат тем психологическим «убежищем», которого недостает ребенку в семье, особенно актуальна эта проблема в условиях города, где социальный контроль почти не участвует в воспитании молодежи
  11. Укажите соответствие понятий и определений
  12. Укажите соответствие понятий и определений
  13. В ситуации, когда одновременно происходят дестабилизация социальной среды, в которой существует семья, ломка традиционных стереотипов внутреннего семейного взаимодействия, особое значение приобретают научно-обоснованные социальные программы
  14. Семья одновременно является и социально-психологической общностью — _______, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, жизненным укладом и взаимной моральной ответственностью, и социальным институтом
  15. Основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются
  16. На разных этапах развития социологической мысли на передний план выходило то одно, то другое направление; во второй половине XIX в. в ней господствовало направление:
  17. В практику социологических и особенно социально-психологических исследований вошли такие методы, пригодные для специфических форм анализа, как:
  18. В любом случае социальная роль имеет два аспекта изучения:
  19. Укажите соответствие понятий и определений
  20. Современная семья переживает сложный переходный период от традиционной модели семейной организации к новой:
  21. Смысл содержательных изменений в ходе _______ заключается не только в приобретении, присвоении ребенком социальных норм, но и самом развитии социального, социальных свойств, качеств, которые свойственны человеческой природе
  22. По Фрейду, _______ — это совокупность моральных устоев общества; данный компонент выполняет роль своеобразного внутреннего «цензора»
  23. В социологии ученых разделяют разные подходы с позиций:
  24. Магистральный путь духовности образования — воспитание _______ через открытие пространства интеллектуальных, нравственных, эстетических исканий, через самообретение «Я» в духовности человеческой культуры
  25. _______ модели цель образования состоит в том, чтобы на основе развития универсальных качеств учащегося сформировать у него готовность не только к усвоению определенных занятий, но и к их постоянному совершенствованию
  26. _______ — это всегда работа с различными типами семей, имеющими специфические потребности, испытывающими специфические трудности
  27. Изучение мотивов расторжения брака супругов, имеющих стаж совместной жизни до 3 лет, показывает доминирующую роль психологических мотивов развода —
  28. Реализуясь и одновременно формируясь в процессе деятельности, потребности представляют собой _______ «мостик», который связывает личность с ее социальным окружением
  29. Особое значение в социальном взаимодействии уделялось сознанию, которое, с точки зрения _______, имеет прежде всего инструментальную природу, т.е. является средством приспособления человека к социальной среде
  30. Социальная роль — это:
  31. Если прежде тип ценностных ориентаций можно было охарактеризовать как технократический, то современный _______ тип ценностных ориентаций ориентирован на интересы каждого обучающегося как отдельной личности, его самодвижение и саморазвитие, на создание условий для реализации им своего потенциала (как отражение зарождающейся культуры достоинства).
  32. Могут быть выделены четыре тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения:
  33. В конце XIX — начале XX в. получают распространение _______ школы социологии
  34. _______ в семье — это система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя
  35. Ж. Пиаже провел глубокий экспериментальный анализ стадий усвоения опыта в учении, он выделяет основные из них:
  36. Взаимосвязь процессов учения и воспитания может быть четырех типов. Соотнесите типы процессов и их характеристики
  37. Процесс адаптации семьи включает в себя следующие основные компоненты:
  38. Социальная роль как совокупность выполняемых человеком социальных функций, является связующим звеном между обществом и личностью; именно в системе выполняемых личностью социальных ролей _______ общественные отношения
  39. Семья занимает ключевое положение среди социальных институтов по своей _______ сущности — поддержанию существования членов семьи и по рождению и социализации детей
  40. Приобщенная человеком к достижениям культуры, современная система образования вместе с тем реализует и другие разнообразные функции, служит _______ средством, механизмом решения многих жизненных задач человека и общества
  41. _______ есть результат совместной деятельности различных индивидов, проявляющийся в общении и во взаимодействии этих индивидов
  42. После исторической дифференциации ролей матери и отца, закрепления культуры фамилизма возникает наиболее архаичный тип семьи —
  43. В настоящее время можно говорить о четырех социологических парадигмах, каждая из которых вносит свой вклад в представление о предмете социологии детства:
  44. Социологическая структура личности включает в себя следующие элементы:
  45. Как часть общества детство характеризуется:
  46. Социально-экономический кризис, охвативший в последние годы российское общество, резко отрицательно сказывается и на семье; _______ стала серьезнейшей проблемой
  47. Укажите соответствие понятий и определений
  48. В своем содержательном определении детство — это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, _______ на все отношения в этом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка со взрослыми и другими детьми.
  49. Социология в нашей стране была представлена не только марксистами; многие ученые развивали социологию в других ракурсах и на других основах:
  50. В настоящее время идею ценностного подхода в образовании связывают с гуманистической парадигмой образования, для которой характерны следующие принципы:

_______ кризисы жизненного цикла связаны с изменением семейной структуры как внутренней, отражающей численность и состав семьи, а также взаимоотношения ее членов (ролевая структура, структура власти, структура интеракций и др.), так и внешней, характеризующей взаимодействие семьи как целого и ее отдельных членов с окружающей социальной средой

_______ — это реализация метода на уровне простейших операций, доведенных до совершенства; она может представлять собой совокупность и последовательность приемов работы с объектом исследования, с данными исследования, с инструментами исследования

  • Техника
  • Процедура
  • Методика
  • Технология

Иерархия и соответственно престиж статусов формируются под влиянием двух факторов:

  • системы ценностей, шкалы предпочтений, учитываемой в данной культуре при «взвешивании» социальных функций
  • системы норм учитываемой в данной культуре при «взвешивании» социальных функций
  • реальной значимости тех или иных функций для развития общества, воспроизводства его основных структур
  • формальной значимости тех или иных функций для развития общества, воспроизводства его основных структур

Заслугой _______ было то, что он отказался от рассуждений об обществе вообще и дал научную картину одного общества и одного прогресса — капиталистического

  • Э. Дюркгейма
  • Т. Парсонса
  • К. Маркса
  • О. Конта
  • Г. Зиммеля
  • М. Вебера

Учение интегрирует различные виды учебной деятельности, ее содержание, субъектов в единую социальную систему, ориентируя их на социальный заказ, на

  • социокультурные ценности общества
  • социокультурные установки общества
  • социокультурные интересы общества
  • социокультурные потребности общества

В системе образования взаимоотношениям обучающего и обучаемого придается _______ форма

  • комплексно-институционная
  • социально-информационная
  • комплексно-информационная
  • социально-институционная

Исследование внутрисемейных отношений охватывает:

  • возникновение и фазы развития (онтогенез)
  • возникновение и фазы развития (филогенез)
  • структуру и функции нуклеарной семьи в норме и патологии
  • структуру и функции современной семьи в норме и патологии

_______, рассматривая особенности взаимодействия субъекта с социальной средой, выделил понятие «социальность» как особую категорию, обозначающую факт возможного участия человека в разных социальных взаимодействиях

  • Мид
  • Линтон
  • Парсонс
  • Пирс
  • Уорд
  • Тард

Г.М. Миньковский предложил классификацию семей в зависимости от их воспитательного потенциала, влияния на детей и возможностей нарушения ими норм и правил поведения:

  • рецидивистская
  • психически отягощенная
  • правонарушительная; преступная
  • воспитательно слабая с постоянной конфликтной атмосферой, маргинальная с алкогольной, сексуальной деморализацией
  • воспитательно неустойчивая
  • воспитательно слабая с утратой контактов с детьми и контроля над ними
  • воспитательно устойчивая
  • воспитательно сильная

Нередко _______ группы служат тем психологическим «убежищем», которого недостает ребенку в семье, особенно актуальна эта проблема в условиях города, где социальный контроль почти не участвует в воспитании молодежи

  • маргинальные
  • асоциальные
  • неформальные
  • антиправные

Укажите соответствие понятий и определений

  • специфические функции семьи
  • социетальные результаты жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества
  • неспецифические функции семьи
  • функции, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах
  • функции семьи
  • функции, которые вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления

Укажите соответствие понятий и определений

  • родительская позиция
  • система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально-положительное отношение к семейному образу жизни, ценностям супружества
  • супружество
  • конфликт, при котором супруги, притязающие на определенный ролевой статус в семье, сталкиваются с противоположными по сути ожиданиями брачного партнера
  • ролевой конфликт в семье
  • личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое прежде всего общими для супругов ценностями, а также сексуальной удовлетворенностью партнеров
  • готовность к браку
  • реальная психологическая и воспитательная направленность матери и отца, основанная на сознательной или бессознательной оценке ребенка, выражающаяся в определенных способах и нормах взаимодействия с ним

В ситуации, когда одновременно происходят дестабилизация социальной среды, в которой существует семья, ломка традиционных стереотипов внутреннего семейного взаимодействия, особое значение приобретают научно-обоснованные социальные программы

  • возрождения семьи
  • укрепления семьи
  • активизации семьи
  • реабилитации семьи
  • помощи семье

Семья одновременно является и социально-психологической общностью — _______, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, жизненным укладом и взаимной моральной ответственностью, и социальным институтом

  • группой
  • референтной группой
  • социальной общностью
  • малой группой

Основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются

  • в среднем школьном возрасте
  • в раннем детстве
  • в старшем школьном возрасте
  • в младшем школьном возрасте

На разных этапах развития социологической мысли на передний план выходило то одно, то другое направление; во второй половине XIX в. в ней господствовало направление:

  • структурный функционализм
  • позитивизм
  • бихевиоризм
  • феноменология

В практику социологических и особенно социально-психологических исследований вошли такие методы, пригодные для специфических форм анализа, как:

  • анализ фокус-групп
  • контент-анализ
  • эсклюзивное интервью
  • социометрический опрос
  • тестирование
  • социологическое наблюдение
  • шкалы приемлемости

В любом случае социальная роль имеет два аспекта изучения:

  • ролевое ожидание
  • ролевое исполнение
  • ролевое намерение
  • ролевое предписание

Укажите соответствие понятий и определений

  • индивидуальность
  • единичная особь, принадлежащая человеческому роду
  • личность
  • набор конкретных действий, социальных манипуляций, которые должен выполнять человек в данном социальном институте, и тех условий, действий, которые должны быть ему предоставлены для осуществления своей деятельности
  • статус
  • конкретное выражение сущности человека, определенным образом реализованная интеграция в индивиде социально значимых черт и социальных отношений данного общества
  • индивид
  • психологическая, физическая и биологическая неповторимость отдельного, единичного существа, взятого в целом, во всех его свойствах и отношениях

Современная семья переживает сложный переходный период от традиционной модели семейной организации к новой:

  • повышается значимость традиционных функций семьи — рождения и воспитания детей
  • усложняется система власти и подчинения
  • упрощается структура семьи
  • изменяется система власти и подчинения
  • снижается значимость традиционных функций семьи — рождения и воспитания детей

Смысл содержательных изменений в ходе _______ заключается не только в приобретении, присвоении ребенком социальных норм, но и самом развитии социального, социальных свойств, качеств, которые свойственны человеческой природе

  • становления личности
  • социализации
  • развития рефлексии
  • детского развития
  • взросления

По Фрейду, _______ — это совокупность моральных устоев общества; данный компонент выполняет роль своеобразного внутреннего «цензора»

  • Ид
  • Либидо
  • Сублимация
  • Эго
  • Супер-Эго

В социологии ученых разделяют разные подходы с позиций:

  • культурологи
  • социологии
  • бионики
  • психологии
  • философии
  • физиологии
  • демографии

Магистральный путь духовности образования — воспитание _______ через открытие пространства интеллектуальных, нравственных, эстетических исканий, через самообретение «Я» в духовности человеческой культуры

  • личности
  • таланта
  • индивидуальности
  • индивида

_______ модели цель образования состоит в том, чтобы на основе развития универсальных качеств учащегося сформировать у него готовность не только к усвоению определенных занятий, но и к их постоянному совершенствованию

  • В информационной
  • В структурной
  • В интенсивной
  • В научно-технической
  • В экстенсивной
  • В продуктивной

_______ — это всегда работа с различными типами семей, имеющими специфические потребности, испытывающими специфические трудности

  • Социальная поддержка
  • Социальная реабилитация
  • Социальный патронаж
  • Социальное укрепление
  • Социальная помощь

Изучение мотивов расторжения брака супругов, имеющих стаж совместной жизни до 3 лет, показывает доминирующую роль психологических мотивов развода —

  • измену
  • несовместимость характеров
  • утрату чувств
  • различия эстетических вкусов
  • недоверие, равнодушие
  • разочарование
  • ревность
  • несходство взглядов, интересов

Реализуясь и одновременно формируясь в процессе деятельности, потребности представляют собой _______ «мостик», который связывает личность с ее социальным окружением

  • идентификационный
  • статусный
  • диалектический
  • ролевой

Особое значение в социальном взаимодействии уделялось сознанию, которое, с точки зрения _______, имеет прежде всего инструментальную природу, т.е. является средством приспособления человека к социальной среде

  • Линтона
  • Тарда
  • Парсонса
  • Уорда
  • Мида

Социальная роль — это:

  • существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение во взаимодействии с другими
  • набор норм, определяющих, как должен вести себя индивид, занимающий данное социальное положение
  • система ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение
  • набор ценностей, определяющих, как должен вести себя индивид, занимающий данное социальное положение
  • латентное поведение индивида, занимающего определенное положение
  • предписанные действия, характерные для тех, кто занимает определенную социальную позицию
  • открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение
  • представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации

Если прежде тип ценностных ориентаций можно было охарактеризовать как технократический, то современный _______ тип ценностных ориентаций ориентирован на интересы каждого обучающегося как отдельной личности, его самодвижение и саморазвитие, на создание условий для реализации им своего потенциала (как отражение зарождающейся культуры достоинства).

Могут быть выделены четыре тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения:

  • опека
  • сотрудничество
  • диктат
  • невмешательство
  • консерватизм
  • либерализм

В конце XIX — начале XX в. получают распространение _______ школы социологии

  • позитивистские
  • психологические
  • функционалистические
  • эмпирические
  • феноменологические

_______ в семье — это система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя

  • Патернализм
  • Диктат
  • Опека
  • Консерватизм

Ж. Пиаже провел глубокий экспериментальный анализ стадий усвоения опыта в учении, он выделяет основные из них:

  • ассимиляция — приспособление исходных схем к новым объектам путем изменения структуры последних
  • ассимиляция — включение нового объекта в старые схемы
  • аккомодация — приспособление исходных схем к новым объектам путем изменения структуры последних
  • аккомодация — включение нового объекта в старые схемы

Взаимосвязь процессов учения и воспитания может быть четырех типов. Соотнесите типы процессов и их характеристики

  • первый тип
  • воспитание осуществляется в образовательном процессе определенной системы или учреждения и вне обучения, параллельно ему (кружки, общественная работа, трудовое воспитание); здесь должны подкрепляться все эффекты обучения, и в свою очередь обучение должно действовать на воспитание
  • четвертый тип
  • воспитание осуществляется вне образовательного процесса (но в соответствии с его общими целями и ценностями) семьей, трудовым коллективом, группой, общностью, где происходит и некоторое стихийное обучение и научение
  • третий тип
  • воспитание осуществляется и другими (не образовательными) учреждениями, общностями (клубы, дискотеки, компании и т.д.), сопровождаясь стихийным, а иногда и целенаправленным обучением и научением
  • второй тип
  • воспитание неотрывно от учения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, средства обучения); это именно тот тип отношений между двумя этими процессами, в котором они как бы сливаются воедино

Процесс адаптации семьи включает в себя следующие основные компоненты:

  • выработку приемлемого стиля семейного общения
  • согласованность личностных и характерологических качеств мужа и жены, представлений о важнейших семейных ценностях, ролевых установок молодых супругов
  • выработку единого стиля семейного общения и взаимодействия
  • определение личностных и характерологических качеств мужа и жены, представлений о важнейших семейных ценностях, ролевых установок молодых супругов

Социальная роль как совокупность выполняемых человеком социальных функций, является связующим звеном между обществом и личностью; именно в системе выполняемых личностью социальных ролей _______ общественные отношения

  • персонифицируются
  • проецируются
  • опредмечиваются
  • объективируются

Семья занимает ключевое положение среди социальных институтов по своей _______ сущности — поддержанию существования членов семьи и по рождению и социализации детей

  • воспитательной
  • рекреативной
  • экзистенциальной
  • репродуктивной

Приобщенная человеком к достижениям культуры, современная система образования вместе с тем реализует и другие разнообразные функции, служит _______ средством, механизмом решения многих жизненных задач человека и общества

  • дополнительным
  • эффективным
  • содержательным
  • универсальным

_______ есть результат совместной деятельности различных индивидов, проявляющийся в общении и во взаимодействии этих индивидов

  • Социальные отношения
  • Социальное
  • Социальные установки
  • Социальные связи
  • Социальные представления

После исторической дифференциации ролей матери и отца, закрепления культуры фамилизма возникает наиболее архаичный тип семьи —

  • нуклеарный
  • матриархальный
  • полигамный
  • патрицианский
  • патриархальный

В настоящее время можно говорить о четырех социологических парадигмах, каждая из которых вносит свой вклад в представление о предмете социологии детства:

  • парадигма социальных отношений
  • парадигма социального поведения
  • парадигма социальных фактов
  • парадигма социальных дефиниций
  • парадигма социального представления
  • парадигма социального взаимодействия
  • парадигма социально-исторического детерминизма

Социологическая структура личности включает в себя следующие элементы:

  • положение в системе данных общественных отношений, прежде всего в системе производственных отношений
  • реальные формы жизнедеятельности людей, совокупность выполняемых ими социальных ролей или функций
  • индивидуальность личности — положение в системе данных общественных отношений, прежде всего в системе производственных отношений
  • направленность личности, т. е. совокупность потребностей, интересов, взглядов, идеалов, выступающих мотивами индивидуального поведения
  • социализованность личности, т. е. совокупность потребностей, интересов, взглядов, идеалов, выступающих мотивами индивидуального поведения

Как часть общества детство характеризуется:

  • как субъект общественного производства, отличающийся становлением, особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно-исторического общественного развития
  • общественными отношениями и общественными формами, которые системно детерминируют его в самостоятельную социально-демографическую группу
  • общественными отношениями и общественными формами, которые системно детерминируют его в самостоятельную социально-демографическую общность
  • как субъект общественного производства, отличающийся становлением, особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно-исторического бытия

Социально-экономический кризис, охвативший в последние годы российское общество, резко отрицательно сказывается и на семье; _______ стала серьезнейшей проблемой

  • пауперизация
  • безнадзорность детей
  • безработица
  • беспризорность детей

Укажите соответствие понятий и определений

  • нуклеарная семья
  • основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи
  • последовательная моногамия
  • тип семьи, в которой брачная пара и дети живут совместно или недалеко, продолжая контактировать друг с другом. В этих семьях иногда два-три поколения живут в одном месте или недалеко друг от друга
  • расширенная семья
  • понятие, обозначающее то, что в каждый данный момент времени мужчина (женщина) состоит в браке с одним партнером, однако в течение жизни таких брачных союзов у него (нее) насчитывается более одного
  • семья
  • семья, в которой живут взрослые родители со своими или приемными детьми

В своем содержательном определении детство — это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, _______ на все отношения в этом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка со взрослыми и другими детьми.

Социология в нашей стране была представлена не только марксистами; многие ученые развивали социологию в других ракурсах и на других основах:

  • Н.И. Кареев
  • Н.Д. Кондратьев
  • В.М. Хвостов
  • А.С. Звоницкая
  • С.Н. Булгаков
  • Е.О. Кабо
  • П.А. Сорокин
  • В.А. Чаянов

В настоящее время идею ценностного подхода в образовании связывают с гуманистической парадигмой образования, для которой характерны следующие принципы:

  • Сосуществования
  • Диалогизма
  • Равенства
  • Принятия
  • Релятивизма
  • Соразвития
  • Единства
  • Свободы

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Сдача тестов дистанционно
Оцените статью
Тесты для Вас
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp
Написать в Telegram