Содержание
- _______ кризисы жизненного цикла связаны с изменением семейной структуры как внутренней, отражающей численность и состав семьи, а также взаимоотношения ее членов (ролевая структура, структура власти, структура интеракций и др.), так и внешней, характеризующей взаимодействие семьи как целого и ее отдельных членов с окружающей социальной средой
- _______ — это реализация метода на уровне простейших операций, доведенных до совершенства; она может представлять собой совокупность и последовательность приемов работы с объектом исследования, с данными исследования, с инструментами исследования
- Иерархия и соответственно престиж статусов формируются под влиянием двух факторов:
- Заслугой _______ было то, что он отказался от рассуждений об обществе вообще и дал научную картину одного общества и одного прогресса — капиталистического
- Учение интегрирует различные виды учебной деятельности, ее содержание, субъектов в единую социальную систему, ориентируя их на социальный заказ, на
- В системе образования взаимоотношениям обучающего и обучаемого придается _______ форма
- Исследование внутрисемейных отношений охватывает:
- _______, рассматривая особенности взаимодействия субъекта с социальной средой, выделил понятие «социальность» как особую категорию, обозначающую факт возможного участия человека в разных социальных взаимодействиях
- Г.М. Миньковский предложил классификацию семей в зависимости от их воспитательного потенциала, влияния на детей и возможностей нарушения ими норм и правил поведения:
- Нередко _______ группы служат тем психологическим «убежищем», которого недостает ребенку в семье, особенно актуальна эта проблема в условиях города, где социальный контроль почти не участвует в воспитании молодежи
- Укажите соответствие понятий и определений
- Укажите соответствие понятий и определений
- В ситуации, когда одновременно происходят дестабилизация социальной среды, в которой существует семья, ломка традиционных стереотипов внутреннего семейного взаимодействия, особое значение приобретают научно-обоснованные социальные программы
- Семья одновременно является и социально-психологической общностью — _______, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, жизненным укладом и взаимной моральной ответственностью, и социальным институтом
- Основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются
- На разных этапах развития социологической мысли на передний план выходило то одно, то другое направление; во второй половине XIX в. в ней господствовало направление:
- В практику социологических и особенно социально-психологических исследований вошли такие методы, пригодные для специфических форм анализа, как:
- В любом случае социальная роль имеет два аспекта изучения:
- Укажите соответствие понятий и определений
- Современная семья переживает сложный переходный период от традиционной модели семейной организации к новой:
- Смысл содержательных изменений в ходе _______ заключается не только в приобретении, присвоении ребенком социальных норм, но и самом развитии социального, социальных свойств, качеств, которые свойственны человеческой природе
- По Фрейду, _______ — это совокупность моральных устоев общества; данный компонент выполняет роль своеобразного внутреннего «цензора»
- В социологии ученых разделяют разные подходы с позиций:
- Магистральный путь духовности образования — воспитание _______ через открытие пространства интеллектуальных, нравственных, эстетических исканий, через самообретение «Я» в духовности человеческой культуры
- _______ модели цель образования состоит в том, чтобы на основе развития универсальных качеств учащегося сформировать у него готовность не только к усвоению определенных занятий, но и к их постоянному совершенствованию
- _______ — это всегда работа с различными типами семей, имеющими специфические потребности, испытывающими специфические трудности
- Изучение мотивов расторжения брака супругов, имеющих стаж совместной жизни до 3 лет, показывает доминирующую роль психологических мотивов развода —
- Реализуясь и одновременно формируясь в процессе деятельности, потребности представляют собой _______ «мостик», который связывает личность с ее социальным окружением
- Особое значение в социальном взаимодействии уделялось сознанию, которое, с точки зрения _______, имеет прежде всего инструментальную природу, т.е. является средством приспособления человека к социальной среде
- Социальная роль — это:
- Если прежде тип ценностных ориентаций можно было охарактеризовать как технократический, то современный _______ тип ценностных ориентаций ориентирован на интересы каждого обучающегося как отдельной личности, его самодвижение и саморазвитие, на создание условий для реализации им своего потенциала (как отражение зарождающейся культуры достоинства).
- Могут быть выделены четыре тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения:
- В конце XIX — начале XX в. получают распространение _______ школы социологии
- _______ в семье — это система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя
- Ж. Пиаже провел глубокий экспериментальный анализ стадий усвоения опыта в учении, он выделяет основные из них:
- Взаимосвязь процессов учения и воспитания может быть четырех типов. Соотнесите типы процессов и их характеристики
- Процесс адаптации семьи включает в себя следующие основные компоненты:
- Социальная роль как совокупность выполняемых человеком социальных функций, является связующим звеном между обществом и личностью; именно в системе выполняемых личностью социальных ролей _______ общественные отношения
- Семья занимает ключевое положение среди социальных институтов по своей _______ сущности — поддержанию существования членов семьи и по рождению и социализации детей
- Приобщенная человеком к достижениям культуры, современная система образования вместе с тем реализует и другие разнообразные функции, служит _______ средством, механизмом решения многих жизненных задач человека и общества
- _______ есть результат совместной деятельности различных индивидов, проявляющийся в общении и во взаимодействии этих индивидов
- После исторической дифференциации ролей матери и отца, закрепления культуры фамилизма возникает наиболее архаичный тип семьи —
- В настоящее время можно говорить о четырех социологических парадигмах, каждая из которых вносит свой вклад в представление о предмете социологии детства:
- Социологическая структура личности включает в себя следующие элементы:
- Как часть общества детство характеризуется:
- Социально-экономический кризис, охвативший в последние годы российское общество, резко отрицательно сказывается и на семье; _______ стала серьезнейшей проблемой
- Укажите соответствие понятий и определений
- В своем содержательном определении детство — это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, _______ на все отношения в этом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка со взрослыми и другими детьми.
- Социология в нашей стране была представлена не только марксистами; многие ученые развивали социологию в других ракурсах и на других основах:
- В настоящее время идею ценностного подхода в образовании связывают с гуманистической парадигмой образования, для которой характерны следующие принципы:
_______ кризисы жизненного цикла связаны с изменением семейной структуры как внутренней, отражающей численность и состав семьи, а также взаимоотношения ее членов (ролевая структура, структура власти, структура интеракций и др.), так и внешней, характеризующей взаимодействие семьи как целого и ее отдельных членов с окружающей социальной средой
_______ — это реализация метода на уровне простейших операций, доведенных до совершенства; она может представлять собой совокупность и последовательность приемов работы с объектом исследования, с данными исследования, с инструментами исследования
- Техника
- Процедура
- Методика
- Технология
Иерархия и соответственно престиж статусов формируются под влиянием двух факторов:
- системы ценностей, шкалы предпочтений, учитываемой в данной культуре при «взвешивании» социальных функций
- системы норм учитываемой в данной культуре при «взвешивании» социальных функций
- реальной значимости тех или иных функций для развития общества, воспроизводства его основных структур
- формальной значимости тех или иных функций для развития общества, воспроизводства его основных структур
Заслугой _______ было то, что он отказался от рассуждений об обществе вообще и дал научную картину одного общества и одного прогресса — капиталистического
- Э. Дюркгейма
- Т. Парсонса
- К. Маркса
- О. Конта
- Г. Зиммеля
- М. Вебера
Учение интегрирует различные виды учебной деятельности, ее содержание, субъектов в единую социальную систему, ориентируя их на социальный заказ, на
- социокультурные ценности общества
- социокультурные установки общества
- социокультурные интересы общества
- социокультурные потребности общества
В системе образования взаимоотношениям обучающего и обучаемого придается _______ форма
- комплексно-институционная
- социально-информационная
- комплексно-информационная
- социально-институционная
Исследование внутрисемейных отношений охватывает:
- возникновение и фазы развития (онтогенез)
- возникновение и фазы развития (филогенез)
- структуру и функции нуклеарной семьи в норме и патологии
- структуру и функции современной семьи в норме и патологии
_______, рассматривая особенности взаимодействия субъекта с социальной средой, выделил понятие «социальность» как особую категорию, обозначающую факт возможного участия человека в разных социальных взаимодействиях
- Мид
- Линтон
- Парсонс
- Пирс
- Уорд
- Тард
Г.М. Миньковский предложил классификацию семей в зависимости от их воспитательного потенциала, влияния на детей и возможностей нарушения ими норм и правил поведения:
- рецидивистская
- психически отягощенная
- правонарушительная; преступная
- воспитательно слабая с постоянной конфликтной атмосферой, маргинальная с алкогольной, сексуальной деморализацией
- воспитательно неустойчивая
- воспитательно слабая с утратой контактов с детьми и контроля над ними
- воспитательно устойчивая
- воспитательно сильная
Нередко _______ группы служат тем психологическим «убежищем», которого недостает ребенку в семье, особенно актуальна эта проблема в условиях города, где социальный контроль почти не участвует в воспитании молодежи
- маргинальные
- асоциальные
- неформальные
- антиправные
Укажите соответствие понятий и определений
- специфические функции семьи
- социетальные результаты жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества
- неспецифические функции семьи
- функции, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах
- функции семьи
- функции, которые вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления
Укажите соответствие понятий и определений
- родительская позиция
- система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально-положительное отношение к семейному образу жизни, ценностям супружества
- супружество
- конфликт, при котором супруги, притязающие на определенный ролевой статус в семье, сталкиваются с противоположными по сути ожиданиями брачного партнера
- ролевой конфликт в семье
- личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое прежде всего общими для супругов ценностями, а также сексуальной удовлетворенностью партнеров
- готовность к браку
- реальная психологическая и воспитательная направленность матери и отца, основанная на сознательной или бессознательной оценке ребенка, выражающаяся в определенных способах и нормах взаимодействия с ним
В ситуации, когда одновременно происходят дестабилизация социальной среды, в которой существует семья, ломка традиционных стереотипов внутреннего семейного взаимодействия, особое значение приобретают научно-обоснованные социальные программы
- возрождения семьи
- укрепления семьи
- активизации семьи
- реабилитации семьи
- помощи семье
Семья одновременно является и социально-психологической общностью — _______, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, жизненным укладом и взаимной моральной ответственностью, и социальным институтом
- группой
- референтной группой
- социальной общностью
- малой группой
Основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются
- в среднем школьном возрасте
- в раннем детстве
- в старшем школьном возрасте
- в младшем школьном возрасте
На разных этапах развития социологической мысли на передний план выходило то одно, то другое направление; во второй половине XIX в. в ней господствовало направление:
- структурный функционализм
- позитивизм
- бихевиоризм
- феноменология
В практику социологических и особенно социально-психологических исследований вошли такие методы, пригодные для специфических форм анализа, как:
- анализ фокус-групп
- контент-анализ
- эсклюзивное интервью
- социометрический опрос
- тестирование
- социологическое наблюдение
- шкалы приемлемости
В любом случае социальная роль имеет два аспекта изучения:
- ролевое ожидание
- ролевое исполнение
- ролевое намерение
- ролевое предписание
Укажите соответствие понятий и определений
- индивидуальность
- единичная особь, принадлежащая человеческому роду
- личность
- набор конкретных действий, социальных манипуляций, которые должен выполнять человек в данном социальном институте, и тех условий, действий, которые должны быть ему предоставлены для осуществления своей деятельности
- статус
- конкретное выражение сущности человека, определенным образом реализованная интеграция в индивиде социально значимых черт и социальных отношений данного общества
- индивид
- психологическая, физическая и биологическая неповторимость отдельного, единичного существа, взятого в целом, во всех его свойствах и отношениях
Современная семья переживает сложный переходный период от традиционной модели семейной организации к новой:
- повышается значимость традиционных функций семьи — рождения и воспитания детей
- усложняется система власти и подчинения
- упрощается структура семьи
- изменяется система власти и подчинения
- снижается значимость традиционных функций семьи — рождения и воспитания детей
Смысл содержательных изменений в ходе _______ заключается не только в приобретении, присвоении ребенком социальных норм, но и самом развитии социального, социальных свойств, качеств, которые свойственны человеческой природе
- становления личности
- социализации
- развития рефлексии
- детского развития
- взросления
По Фрейду, _______ — это совокупность моральных устоев общества; данный компонент выполняет роль своеобразного внутреннего «цензора»
- Ид
- Либидо
- Сублимация
- Эго
- Супер-Эго
В социологии ученых разделяют разные подходы с позиций:
- культурологи
- социологии
- бионики
- психологии
- философии
- физиологии
- демографии
Магистральный путь духовности образования — воспитание _______ через открытие пространства интеллектуальных, нравственных, эстетических исканий, через самообретение «Я» в духовности человеческой культуры
- личности
- таланта
- индивидуальности
- индивида
_______ модели цель образования состоит в том, чтобы на основе развития универсальных качеств учащегося сформировать у него готовность не только к усвоению определенных занятий, но и к их постоянному совершенствованию
- В информационной
- В структурной
- В интенсивной
- В научно-технической
- В экстенсивной
- В продуктивной
_______ — это всегда работа с различными типами семей, имеющими специфические потребности, испытывающими специфические трудности
- Социальная поддержка
- Социальная реабилитация
- Социальный патронаж
- Социальное укрепление
- Социальная помощь
Изучение мотивов расторжения брака супругов, имеющих стаж совместной жизни до 3 лет, показывает доминирующую роль психологических мотивов развода —
- измену
- несовместимость характеров
- утрату чувств
- различия эстетических вкусов
- недоверие, равнодушие
- разочарование
- ревность
- несходство взглядов, интересов
Реализуясь и одновременно формируясь в процессе деятельности, потребности представляют собой _______ «мостик», который связывает личность с ее социальным окружением
- идентификационный
- статусный
- диалектический
- ролевой
Особое значение в социальном взаимодействии уделялось сознанию, которое, с точки зрения _______, имеет прежде всего инструментальную природу, т.е. является средством приспособления человека к социальной среде
- Линтона
- Тарда
- Парсонса
- Уорда
- Мида
Социальная роль — это:
- существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение во взаимодействии с другими
- набор норм, определяющих, как должен вести себя индивид, занимающий данное социальное положение
- система ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение
- набор ценностей, определяющих, как должен вести себя индивид, занимающий данное социальное положение
- латентное поведение индивида, занимающего определенное положение
- предписанные действия, характерные для тех, кто занимает определенную социальную позицию
- открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение
- представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации
Если прежде тип ценностных ориентаций можно было охарактеризовать как технократический, то современный _______ тип ценностных ориентаций ориентирован на интересы каждого обучающегося как отдельной личности, его самодвижение и саморазвитие, на создание условий для реализации им своего потенциала (как отражение зарождающейся культуры достоинства).
Могут быть выделены четыре тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения:
- опека
- сотрудничество
- диктат
- невмешательство
- консерватизм
- либерализм
В конце XIX — начале XX в. получают распространение _______ школы социологии
- позитивистские
- психологические
- функционалистические
- эмпирические
- феноменологические
_______ в семье — это система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя
- Патернализм
- Диктат
- Опека
- Консерватизм
Ж. Пиаже провел глубокий экспериментальный анализ стадий усвоения опыта в учении, он выделяет основные из них:
- ассимиляция — приспособление исходных схем к новым объектам путем изменения структуры последних
- ассимиляция — включение нового объекта в старые схемы
- аккомодация — приспособление исходных схем к новым объектам путем изменения структуры последних
- аккомодация — включение нового объекта в старые схемы
Взаимосвязь процессов учения и воспитания может быть четырех типов. Соотнесите типы процессов и их характеристики
- первый тип
- воспитание осуществляется в образовательном процессе определенной системы или учреждения и вне обучения, параллельно ему (кружки, общественная работа, трудовое воспитание); здесь должны подкрепляться все эффекты обучения, и в свою очередь обучение должно действовать на воспитание
- четвертый тип
- воспитание осуществляется вне образовательного процесса (но в соответствии с его общими целями и ценностями) семьей, трудовым коллективом, группой, общностью, где происходит и некоторое стихийное обучение и научение
- третий тип
- воспитание осуществляется и другими (не образовательными) учреждениями, общностями (клубы, дискотеки, компании и т.д.), сопровождаясь стихийным, а иногда и целенаправленным обучением и научением
- второй тип
- воспитание неотрывно от учения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, средства обучения); это именно тот тип отношений между двумя этими процессами, в котором они как бы сливаются воедино
Процесс адаптации семьи включает в себя следующие основные компоненты:
- выработку приемлемого стиля семейного общения
- согласованность личностных и характерологических качеств мужа и жены, представлений о важнейших семейных ценностях, ролевых установок молодых супругов
- выработку единого стиля семейного общения и взаимодействия
- определение личностных и характерологических качеств мужа и жены, представлений о важнейших семейных ценностях, ролевых установок молодых супругов
Социальная роль как совокупность выполняемых человеком социальных функций, является связующим звеном между обществом и личностью; именно в системе выполняемых личностью социальных ролей _______ общественные отношения
- персонифицируются
- проецируются
- опредмечиваются
- объективируются
Семья занимает ключевое положение среди социальных институтов по своей _______ сущности — поддержанию существования членов семьи и по рождению и социализации детей
- воспитательной
- рекреативной
- экзистенциальной
- репродуктивной
Приобщенная человеком к достижениям культуры, современная система образования вместе с тем реализует и другие разнообразные функции, служит _______ средством, механизмом решения многих жизненных задач человека и общества
- дополнительным
- эффективным
- содержательным
- универсальным
_______ есть результат совместной деятельности различных индивидов, проявляющийся в общении и во взаимодействии этих индивидов
- Социальные отношения
- Социальное
- Социальные установки
- Социальные связи
- Социальные представления
После исторической дифференциации ролей матери и отца, закрепления культуры фамилизма возникает наиболее архаичный тип семьи —
- нуклеарный
- матриархальный
- полигамный
- патрицианский
- патриархальный
В настоящее время можно говорить о четырех социологических парадигмах, каждая из которых вносит свой вклад в представление о предмете социологии детства:
- парадигма социальных отношений
- парадигма социального поведения
- парадигма социальных фактов
- парадигма социальных дефиниций
- парадигма социального представления
- парадигма социального взаимодействия
- парадигма социально-исторического детерминизма
Социологическая структура личности включает в себя следующие элементы:
- положение в системе данных общественных отношений, прежде всего в системе производственных отношений
- реальные формы жизнедеятельности людей, совокупность выполняемых ими социальных ролей или функций
- индивидуальность личности — положение в системе данных общественных отношений, прежде всего в системе производственных отношений
- направленность личности, т. е. совокупность потребностей, интересов, взглядов, идеалов, выступающих мотивами индивидуального поведения
- социализованность личности, т. е. совокупность потребностей, интересов, взглядов, идеалов, выступающих мотивами индивидуального поведения
Как часть общества детство характеризуется:
- как субъект общественного производства, отличающийся становлением, особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно-исторического общественного развития
- общественными отношениями и общественными формами, которые системно детерминируют его в самостоятельную социально-демографическую группу
- общественными отношениями и общественными формами, которые системно детерминируют его в самостоятельную социально-демографическую общность
- как субъект общественного производства, отличающийся становлением, особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно-исторического бытия
Социально-экономический кризис, охвативший в последние годы российское общество, резко отрицательно сказывается и на семье; _______ стала серьезнейшей проблемой
- пауперизация
- безнадзорность детей
- безработица
- беспризорность детей
Укажите соответствие понятий и определений
- нуклеарная семья
- основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи
- последовательная моногамия
- тип семьи, в которой брачная пара и дети живут совместно или недалеко, продолжая контактировать друг с другом. В этих семьях иногда два-три поколения живут в одном месте или недалеко друг от друга
- расширенная семья
- понятие, обозначающее то, что в каждый данный момент времени мужчина (женщина) состоит в браке с одним партнером, однако в течение жизни таких брачных союзов у него (нее) насчитывается более одного
- семья
- семья, в которой живут взрослые родители со своими или приемными детьми
В своем содержательном определении детство — это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, _______ на все отношения в этом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка со взрослыми и другими детьми.
Социология в нашей стране была представлена не только марксистами; многие ученые развивали социологию в других ракурсах и на других основах:
- Н.И. Кареев
- Н.Д. Кондратьев
- В.М. Хвостов
- А.С. Звоницкая
- С.Н. Булгаков
- Е.О. Кабо
- П.А. Сорокин
- В.А. Чаянов
В настоящее время идею ценностного подхода в образовании связывают с гуманистической парадигмой образования, для которой характерны следующие принципы:
- Сосуществования
- Диалогизма
- Равенства
- Принятия
- Релятивизма
- Соразвития
- Единства
- Свободы